В чем заключается социальное воспитание детей?

В чем заключается социальное воспитание детей?

Семья – эта основа в процессе воспитания личности. Отношения в семье являются основополагающими в последующих отношениях ребенка с окружающими его людьми, с обществом, в котором он живет. Надо отметить, что очень часто отношения между родителями транслируются и моделируются уже выросшим ребенком в его собственную семью. Социальное воспитание детей — это воспитание, направленное на восприятие и усвоение знаний и норм поведения определенной культуры, в этом процессе ребенок воспринимает и усваивает ценностную систему. Социальное воспитание детей – процесс, в котором обе стороны оказывают друг на друга взаимное влияние. Характер и особенности темперамента ребенка влияют на его родителей. И, в свою очередь, характер и менталитет родителей как ничто отражается на тех способах воспитания, которые они применяют.

Вся семья в сборе

Цели, которые преследует социальное воспитание детей

Социальное воспитание детей ставит своей главной целью донести до ребенка ценностные ориентации, стандарты поведения, основные нравственные нормы. Достичь этой нормы можно методами поощрения, мотивации детей, при необходимости — применение мер наказания. Родители должны быть в первую очередь примером ребенку, чтобы он стремился подражать им, перенимал особенности их поведения, общения с окружающими. Немаловажное значение в процессе социального воспитания играют и окружающие – друзья, соседи, одноклассники.

В семье должна быть правильно и рационально организована жизнь, деятельность всех членов семьи должна быть подчинена общим целям, отношения должны строиться на полном взаимопонимании, доверии, а характер общения между домашними должен быть в меру демократическим. Правильное социальное воспитание детей зависит от того, каков  культурный, образовательный и педагогический уровень у родителей.

Основные методы

В процессе социального воспитания детей родители руководствуются следующими методами:

  • поощрения за хорошее правильное поведение;
  • порицание в случае нарушения ребенком установленных правил и норм поведения;
  • сами родители хорошо и глубоко понимают внутренний мир своего ребенка, между ними и детьми налажено хорошее взаимопонимание;
  • родители являются для ребенка хорошим примером для подражания.

Если родители невнимательны к ребенку, настроены к нему недоброжелательно, ответной реакцией будет враждебное отношение к ним (как явное, так и скрытое). Детская жестокость, порой безотчетная и ничем не мотивированная, на самом деле вызывается  глубокими детскими переживаниями. Постоянное чувство вины, тревожность, низкая самооценка – это результат загоняемой внутрь бессильной агрессии.

Правильное социальное воспитание детей возможно, когда родители:

  • свои требования к ребенку разъясняют, вовлекают в это обсуждение детей;
  • пользуются своей родительской властью только в самом крайнем случае;
  • хотят видеть своего ребенка не только послушным, но и независимым в суждениях;
  • принимают во внимание мнение ребенка, не руководствуются только детскими желаниями, порой эгоистичными и нерациональными.

Семейное занятие

Все это эффективно влияет на формирование ребенка как инициативной, активной, самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки.

Крайности (как в одну, так и в другую сторону) никогда к хорошим результатам не приводили. Родительский авторитаризм может сыграть негативную роль, ребенок может оттолкнуться от папы и мамы, будет осознавать себя в семье недооценённым, нежелательным членом, от которого ничего не зависит. Напротив, излишний либерализм может привести к тому, что у ребенка возникнет сознание того, что родителям абсолютно все равно, что происходит с ним, раз они ему все и всегда разрешают. И в одном, и в другом случае формирование ребенка будет с «перекосом». И тут главная задача родителей – отыскать «золотую середину».