Инструкции по исправлению дефектов речи. Артикуляционная гимнастика и скороговорки.
Содержание статьи
- Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
- Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет
- Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
- Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
- Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
- Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
- Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
- Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
- ВИДЕО: Артикуляционная гимнастика
Дети 3-4 лет достаточно активно разговаривают, используя много слов для описания предметов. Родители могут повести малыша к логопеду, если сомневаются в том, что их ребенок достаточно хорошо говорит для его возраста. Но можно самостоятельно развивать ребенка и корректировать его речь.
Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
Специалисты считают, что дети до 3 лет могут вообще не говорить. Если вашему ребенку 3 года, и он не говорит, обратитесь к неврологу и дефектологу. Возможно, задержка развития речи обусловлена каким-то недугом.
Возможные нарушения речи у детей 3-4 лет:
- Заменяет трудные звуки, на более легкие. Например «ц» на «с», «р» на «л». Для этого возраста это вполне нормально. Нужно просто больше говорить с малышом и произносить сложные звуки.
- Неправильно ставит окончания, так как не умеет правильно определять падежи. Например, у меня один монета. Для этого возраста вполне допустимое нарушение.
- Неправильное использование слов, близких по смыслу. Например, вместо жадный и скупой, ребенок говорит дешевый.
- Долго думают, прежде чем описать какое-то происшествие. Перебирают в уме нужные слова. Это норма.
- В этом возрасте ваша задача развивать и расширять словарный запас малыша. Много говорите, описывайте предметы, используя новые слова. Ниже представлены скороговорки для развития речи малышей 3-4 лет.
Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет
Это достаточно ответственный возраст. Если пропустить, потом может быть поздно. Речь ребенка ближе к 6 годам должна быть как у взрослого. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенка отдают в школу. Именно к 5 годам необходимо провести оценку речевого развития ребенка и при необходимости организовать занятия с логопедом.
Возможные проблемы с речью:
- Глотает начало или конец слова. В таком случае необходимо консультация логопеда. Это говорит о том, что ребенок думает быстрее, чем говорит. Чтобы не было «каши» в разговоре медленно говорите с малышом, проговаривая все звуки.
- Не может выразить мысли. Ребенок сбивается, заикается и долго думает, прежде чем что-то сказать. В этом случае малышу нужна помощь. Из-за этого возможны отставания в учебе.
- Не выговаривает некоторые звуки. Это не является грубым нарушением, но родители должны обратить на это внимание. В основном в скороговорках для малышей такого возраста необходимо использовать сложные слова с большим количеством шипящих звуков. Прорабатывайте звук «р».
Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
У детей старше восьми лет полностью сформированная речь. Дети хорошо произносят все звуки. При этом могут строить длинные и ложные предложения. Словарный запас огромный. Среди самых распространенных проблем – плохая дикция. Ребенок не четко разговаривает, мямлит или глотает часть слов из-за того что спешит. Переживания, стресс и нервные потрясения отрицательно сказываются на дикции ребенка. С плохой дикцией нужно бороться, для этого существует масса упражнений и скороговорок.
Нарушения дикции:
- Логопеды считают, что около 30% всего земного населения страдают от нарушения дикции. Это чаще всего связано с особенностями речевого развития и средой обитания. Если кто-то из родителей картавит, заикается, неправильно произносит шипящие, то ребенок может перенимать эту особенность.
- Чаще всего проблемы с шипящими. Сами звуки выговариваются, но нарушена артикуляция. В результате этого наблюдается нарушение дикции.
- Большую часть нарушения дикции составляет неправильное произношение «р». Чаще всего это из-за неправильного произношения и слабого мышечного аппарата. Дикцию удастся исправить, тренируя мышцы и произношение.
Ниже представлены скороговорки для улучшения дикции школьников и тренировки мышечного аппарата.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
В народе такое нарушение называют шепелявостью. Существует несколько вариантов этого недуга. Чаще всего дефекты произношения связаны с деформацией мягкого неба, губ или прикуса. Но у детей произношение может нарушаться из-за неправильной постановки губ и языка. В таком случае помогут скороговорки с шипящими звуками.
Виды шепелявости:
- Губно-зубная
- Призубная
- Носовая
- щечная
- Смягченная
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
Существует несколько вариантов нарушения произношения этих звуков:
- Кончик язычка просовывается между зубками. В итоге получается нечистое «с» и «з» (пришептывание).
- При нормальном положении передней части языка средняя часть спинки его недостаточно опущена. Получаются смягченные сь и зь (сянки, зямок).
- «С» и «з» заменяются другими звуками, часто «ш», «ж», реже в младшей группе «ф» на «в» (шапог, жамок, фапок, вамог). Среди малышей ясельного возраста это со временем проходит.
- Ц заменяется звуками «с», «т», «ч» (сапля, тапля, чапля).
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось. Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
Этот звук обычно дети хорошо произносят. Наблюдаются нарушения в случае врожденных патологий и при слабом мышечном аппарате. Во втором случае при помощи укрепления мышц можно добиться чистого произношения звука. Ниже представлены популярные и простые скороговорки для детей разного возраста.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
Этот звук тоже обычно легко произносится. Возможно неправильное произношение, некоторое его искажение. Обычно буква смягчается. Ниже представлены скороговорки для тренировки нормального произношения звука «н».
Как видите, при помощи скороговорок и артикуляционной гимнастики можно исправить произношение некоторых звуков.