В данном материале мы рассмотрим упражнения, которые положительно повлияют на развитие ребенка в 5-6 лет.
Содержание статьи
- Развивающие задания для детей 5-6 лет: развитие математических способностей
- Развитие речи: полезные задания для ребенка в 5-6 лет?
- Развитие внимания и памяти: задания для детей 5-6 лет
- Задания для детей 5-6 лет на развитие логического мышления
- Задания для детей 5-6 лет на развитие физических способностей
- Задания для детей 5-6 лет: узнаем об окружающем мире
- Задания для детей 5-6 лет на развитие творчества и мелкой моторики
- Задания для детей 5-6 лет: развиваем социальные навыки
- Видео: Развитие ребенка 5-6 лет: самое важное
Когда ребенку исполняется 5 лет, родители начинают готовиться к одному из самых важных событий – поступление в первый класс. В этом возрасте у детей усиливается желание изучать окружающий мир. У них появляется умение анализировать и запоминать большой объем информации. Далее вы узнаете, какие задания для детей в таком возрасте следует предлагать, чтобы развить их логику и мышление.
Развивающие задания для детей 5-6 лет: развитие математических способностей
Существует множество развивающих центров, в которых квалифицированные специалисты помогают развить творческий потенциал ребенка, стать более коммуникабельным в общении со сверстниками, учат приспосабливаться к новым условиям. Посещение развивающих занятий помогают дошкольнику улучшить внимание и память. Они прививают ему усидчивость и настраивают на учебный процесс.
Многие родители отдают предпочтение домашней подготовке к школьному процессу. Для того, чтобы правильно организовать занятия, необходимо проанализировать умения ребенка. Вы сможете выявить слабые места и восполнить недостающие знания. Все познавательные процессы лучше проводить в игровой форме. Не переусердствуйте с нагрузкой, иначе отобьете желание заниматься.
Основная подготовка должна быть направлена на изучение основ письма и чтения, на задания математического направления, на развитие творческих способностей, знакомство с окружающей средой. Новую информацию ребенок воспринимает в течении первого получаса занятий. Дальше его внимание становится рассеянным, поэтому необходимо делать перерывы.
Развитие математических способностей нелегко дается детям. Этот процесс должен происходить постепенно и без спешки. Не переходите к новому материалу, если ребенок не усвоил текущий. Для лучшего усваивания информации, применяйте яркие запоминающиеся материалы.
Используйте развивающие задания для детей 5-6 лет. В математике он должен уметь:
- Считать от 1 до 10, в том числе и в обратном порядке.
- Посчитать количество предметов в пределах первого десятка.
- Уметь писать цифры до 10.
- Сравнить два числа, просуммировать или отнять.
- Различать геометрические фигуры.
- Делить предмет на части.
Упражнения:
- Измерь и сравни длину.
Разложите на столе несколько цветных карандашей разной длины. Ребенку необходимо измерить длину каждого карандаша линейкой. Расставить карандаши по порядку – от меньшего к большему.
- Пазлы с геометрическими фигурами.
Вырежьте из бумаги 10 квадратных карточек. В центре каждой начертите геометрическую фигуру и аккуратно вырежьте ножницами. Разместите вырезанные карточки в ряд. Ниже параллельно в свободном порядке разложите геометрические фигуры. Ребенок должен назвать фигуру и сложить пазл с соответствующей карточкой.
- Рисуем геометрические фигуры.
Нарисуйте на альбомном листе 10 прямоугольников, размещенных в длину. Каждый из них разделите линией на два квадратных поля. В левом квадрате нарисуйте геометрическую фигуру, а внутри нее несколько маленьких фигур. Ребенку необходимо нарисовать такую же фигуру в правом поле и посчитать количество маленьких фигур внутри большой геометрической.
- Состав числа.
Нарисуйте в ряд 10 кругов. Часть из них закрасьте фломастером. В следующем ряду нарисуйте произвольное количество звезд, несколько из них закрасьте. По такому принципу сформируйте 5 рядов. Попросите ребенка сосчитать количество фигур каждого ряда и рассказать из чего они состоят.
К примеру – 10 кругов состоят из 4 закрашенных и 6 прозрачных.
- Связь между числом и картинкой.
Нарисуйте несколько рядов с разнообразными картинками в разном количестве. К примеру, в первом ряду 6 смайликов, во втором 3 кубика, в третьем 5 цветочков и т. д. Внизу напишите перечень цифр, соответствующий количеству предметов каждого ряда. Все цифры обведите в кружок. Предложите ребенку от каждой цифры подвести стрелку к ряду с таким количеством предметов.
- Рисуем фигуры по точкам.
Нарисуйте фигуру при помощи точек. Каждую подпишите последовательными цифрами. Предложите ребенку соединить точки, и назвать любой предмет такой же формы, как полученная фигура.
- Сравниваем числа.
Разделите лист пополам. Слева и справа рисуйте в строчку одинаковые предметы разного количества.
К примеру, слева три круга, справа четыре круга. Задача ребенка посчитать количество предметов, и расставить знаки неравенства. Такие развивающие задания для детей 5-6 лет помогут крохе подготовиться к школе.
Развитие речи: полезные задания для ребенка в 5-6 лет?
В возрасте 5-6 лет у ребенка значительно расширяется словарный запас. В этом возрасте дети начинают читать первые книги по слогам. Для развития речи следует выполнять несложные задания с ребенком 5-6 лет.
Занятия по письму и чтению должны привести к следующим навыкам. Ребенок в 5-6 лет:
- Способен выучить стих и пересказать сказку.
- Знаком со звуко-буквенной схемой.
- Различает гласные и согласные буквы, читает буквы и слоги.
- Находит нужную букву в слове, может назвать слова на эту букву.
- Делит слова на слоги.
- Может описать процесс или картинку, используя различные части речи.
- Составляет сложные предложения.
Задания на развитие речи с ребенком 5-6 лет:
- Делим слова на слоги.
Напишите несколько слов печатными буквами. Предложите ребенку разбить его на слоги, подчеркнуть гласные и согласные буквы, расставить ударение.
- Ключевая буква.
Назовите ребенку букву. Попросите его перечислить животных в названии которых есть эта буква. Далее смените букву. Предложите назвать растения с такой буквой в начале или середине слова.
- Гласные и согласные.
Напишите несколько слова по клеточкам. Попросите ребенка гласные буквы раскрасить синим цветом, а согласные красным.
- Буква в слове.
Дайте ребенку выучить четверостишие. Попросите рассказать его вам, повышая интонацию на словах, в составе которых есть буква “И”.
- Многозначные слова.
Напишите 3-4 слова, одно из которых будет иметь двойное значение. Ребенку необходимо найти это слово. Растолкуйте его значение, если возникают сложности.
- К примеру – расческа, гребешок, кепка. Гребешок — слово двойного значения.
- Ручка, карандаш, тетрадь. Ручка — слово двойного значения.
- Составляем слова.
Напишите ребенку перечень слов, из которых можно составить новые, изменяя всего одну букву.
К примеру, удочка, крот, экран, бочки, гроза. Убираем первую букву и получаем новые слова.
Развитие внимания и памяти: задания для детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет дети уже способны концентрироваться на одном процессе. При запоминании информации ребенок уже подключает логику и ассоциации. Тренируйте память с помощью заучивания стишков и песен и других развивающих заданий для детей 5-6 лет.
При помощи различных занятий дошкольник должен уметь:
- Находить одинаковые предметы
- Замечать отличия картинок
- Повторять услышанную цепочку слов
- Запоминать и воспроизводить прошедшие события
- Самостоятельно работать над заданием
Задания на развитие внимания с ребенком 5-6 лет:
- Найди отличия.
Нарисуйте или распечатайте две карточки с одинаковыми картинками, но с некоторыми отличиями. Покажите ребенку первую карточку – дайте ему несколько минут, чтобы запомнить ее. Потом уберите ее и покажите рисунок с недостающими деталями. Ребенок должен назвать недостающие элементы.
- Ассоциации.
Взрослый читает вслух различные слова. Ребенок должен подобрать и назвать к каждому слову несколько ассоциаций. Помогайте направить его мысли в правильное русло.
- Развитие мышления.
Назовите ребенку два произвольных слова. Попросите задействовать их в небольшом рассказе. Историю можно подкрепить рисунком.
- Запоминаем на слух.
Прочитайте ребенку цепочку парных слов.
К примеру, солнце – тепло, тарелка – гречка, душ — мыло. На следующем этапе называйте только первые слова, а ребенок пусть вспоминает к ним пару.
- Рисунок по памяти.
Покажите ребенку несложный рисунок или узор. Предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
- Считаем фигуры.
Нарисуйте на весь лист квадрат, расчертите его на маленькие квадратики. В каждом из них изобразите различные геометрические фигуры, которые должны повторяться и неоднократно встречаться. Ребенку нужно посчитать какое количество каждой из фигур встречается на этом поле.
Задания для детей 5-6 лет на развитие логического мышления
В 5-6 у ребенка развивается творческое мышление. Он придумывает свои игры. Рисует наполненные картинки. Выстраивает сложные конструкции. Подключает логику к своему мышлению в процессе действия. Ребенок пытается соединить предметы и свойства, не поддающиеся логике взрослого. Задает вопросы, изучая назначение различных предметов. Выдвигает свои точки зрения. Начинает замечать несоответствие слов с действительностью. Не запрещайте ребенку участвовать во взрослых процессах.
При помощи упражнений, у ребенка должно получаться:
- Устанавливать взаимосвязь между предметом и явлением
- Разгадывать логические задания
- Устанавливать причинно-следственные связи
- Придумывать нестандартные решения
- Находить общие характеристики предметов
- Объединять предметы по общему признаку
Задания на развитие логического мышления с ребенком 5-6 лет:
- Предметы одного цвета.
Предложите ребенку найти вещи одного цвета в окружающей вас среде. Отсортируйте мозаику или кубики по цветам.
- Признак предметов.
Нарисуйте или разложите в ряд четыре предмета, три из которых будут иметь общий признак. Попросите ребенка найти лишний предмет.
К примеру, три предмета канцтоваров и одна кухонная принадлежность.
- Профессии.
Распечатайте картинки людей различных профессий. Пусть ребенок назовет каждую и расскажет в чем она заключается.
- Составляем рассказ.
Назовите ребенку несколько слов одного действия. Попросите его установить последовательность событий и рассказать о совершенном действии.
К примеру, набор слов — пожар, забор, кошка. Предложение — на заборе сидела кошка и смотрела на пожар.
- Объединяем слова.
Перечислите ребенку несколько слов, объединенных по какому-то признаку. Попросите назвать их одним словом. К примеру, кошка, собака, лошадь, тигр, лев – животные. Хлеб, конфета, капуста, гречка — еда.
- Верю — не верю.
Вы рассказывайте о чем-то ребенку в одном предложении. Он должен сказать верит или не верит в эти слова. Если он ошибается, обязательно объясните ему правильный ответ.
К примеру – зимой вода в речке теплая. Ребенок должен сказать правда это или нет и обосновать свое решение.
Задания для детей 5-6 лет на развитие физических способностей
В возрасте 5-6 лет дети очень любят активные игры. Проводят много времени на игровых площадках. Преодолевают различные препятствия.
Физические навыки ребенка в 5-6 лет:
- Преодолевает длительные дистанции.
- Играет в игры с мячом с точной координацией.
- Держит равновесие на различных качелях.
- Без страха справляется с перекладинами на турниках.
- Способен выдержать длительные экскурсии.
- Проявляет активное желание кататься на аттракционах своей возрастной категории.
- Уверенно маневрирует в лабиринтах и на вертикальных лестницах.
Задания на развитие физических способностей детей 5-6 лет:
- Катание на роликах, скейте, самокате, велосипеде.
- Времяпровождение в водной среде, с целью обучения навыков плавания.
- Участие в коллективных спортивных играх.
- Организация спортивного уголка в домашних условиях.
- Участие в соревнованиях, эстафетах.
- Занятия с обручем, скакалкой, фитболом.
Задания для детей 5-6 лет: узнаем об окружающем мире
В дошкольном возрасте у ребенка возрастает интерес к изучению окружающего мира. Он ежедневно узнает новую информации от родителей и внешних источников. Не игнорируйте его вопросы и пополняйте его базовые знания. Дошкольник должен изучать животный и растительный мир.
Что должен знать ребенок в 5-6 лет об окружающей среде:
- Название и назначение предметов, которые его окружают.
- Угадывать знакомый предмет по его описанию.
- Называть животных, различать диких и домашних.
- Называть птиц, знать перелетных.
- Знать название деревьев и растений.
- Различать овощи, фрукты и ягоды.
Задания на знания окружающего мира детям 5-6 лет:
- Ищем пару.
Подготовьте картинки со взрослыми животными и отдельно с их детенышами. Перемешайте их между собой. Предложите ребенку составить пару – каждой взрослой особи найти малыша.
- Животные.
Называйте ребенку различных животных. Его задача отнести его к домашним или диким. Рассказать о среде его обитания.
- Сортируем урожай.
Распечатайте ребенку картинки фруктов, овощей, ягод. Предложите отсортировать их по отдельности, называя в процессе каждый из них.
- Описываем предмет.
Покажите ребенку картинки различных бытовых предметов. Он должен назвать его и описать его назначение.
- Сушим гербарий.
Собирайте с ребенком листочки с различных растений и деревьев для гербария. Изучайте в процессе их названия и характеристики.
- Природные явления.
Напишите перечень различных явлений природы. Предложите ребенку распределить их по временам года.
Задания для детей 5-6 лет на развитие творчества и мелкой моторики
В дошкольном возрасте у ребенка должна быть слаженная координация рук. Для развития творческих способностей поддерживайте детские фантазии, воображение и изобретательность.
Ребенок должен уметь:
- Аккуратно вырезать и обводить по контуру рисунки.
- Лепить из пластилина фигуры с мелкими деталями.
- Уметь пользоваться иголкой с ниткой.
- Собирать конструкторы из мелких деталей.
- Нарисовать рисунок на заданную тему.
- Делать поделки из подручных материалов.
Задания на развитие творчества и мелкой моторики детям 5-6 лет:
- Лепим.
Собирайте различные фигуры по схемам. Пробуйте вылепить буквы или цифры. Лепите персонажей из сказки. Конструируйте геометрические фигуры при помощи пластилина и зубочисток.
- Рисуем.
Предложите ребенку смешать краски и получить новые цвета. Раскрашивайте картинки. Изображайте наряды для бумажных кукол. Рисуйте пейзажи по временам года.
- Делаем аппликации.
Выполняйте аппликации конкретного предмета, одного изображения. К примеру, дерево, цветок, домик. Постепенно усложняйте работу, добавляя сюжет. К примеру, дерево возле речки, цветок в вазе, домик в лесу. Используйте в работе природные материалы – шишки, желуди, цветы.
- Собираем пазлы.
Разрежьте любую картинку на крупные детали. Если ребенок легко с ней справляется, то уменьшите размер пазлов. Постепенно усложняйте задачу.
- Дорисовываем картинки.
Нарисуйте на листике в клеточку половину симметричного рисунка. К примеру, левую часть бабочки, левую сторону человека, левую часть фигуры. Задача ребенка по образцу дорисовать правую часть.
- Рисунок из крупы.
Нарисуйте карандашом контуры изображения. Предложите ребенку заполнить рисунок при помощи приклеивания различных видов круп.
Задания для детей 5-6 лет: развиваем социальные навыки
Для того, чтобы ребенок уверенно контактировал со сверстниками и не терялся в незнакомой обстановке, уже в 5-6 лет он должен обладать следующими социальными знаниями и навыками:
- Знать свое имя, пол, состав семьи, профессии родителей.
- Знать свой адрес, контактный телефон.
- Различать дни недели, месяца, времена года, часы суток.
- Выбирать правильный способ общения, знать правила поведения в общественных местах.
- Проявлять активность и любознательность в процессе обучения.
- Знать различные виды спорта и популярные профессии.
- Уметь взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками.
- Следить за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры.
- Знать культуру своего народа, традиции и праздники.
Задания на развитие социальных навыков с ребенка 5-6 лет:
- Предложите ребенку вместе заполнить анкету личных данных.
- Попросите рассказать о городе в котором он живет. О традициях и культуре нашего народа.
- Учите проявлять сочувствие и внимание, оказывать помощь и заботу. В качестве помощника для проявления этих качеств может выступить домашнее животное или растение.
- Играйте в ролевые игры, корректируя в процессе поведение ребенка. Играйте в игры с правилами.
- Изучайте правила дорожного движения, правила поведения, правила этикета.
- Научите ребенка разрешать разногласия и договариваться.