Развитие музыкального слуха у детей. Музыкально эстетическое и ритмическое развитие и воспитание 

1433863437_rebenok_mikrofon_penie_noty_1680x1050

Развивать музыкальные способности у ребенка нужно с самого раннего детства. Родителям стоит узнать, что же включает в себя это развитие.

Маленький ребенок постепенно и уверенно совершенствует свои умения, основанные на биологическом и физиологическом развитии: сначала он учится держать головку, потом улыбаться, сидеть, ползать, ходить, говорить, держать ложку и прочее. Также, на основе особенностей физиологии ребенка можно развивать у него и музыкальные способности.

Особенности музыкального развития детей по возрастам

Естественно, что в каждом возрасте в развитии ребенка будут свои особенности.
Постепенно развиваются слуховые ощущения, музыкальный слух, затем – своеобразная эмоциональная отзывчивость на звуки музыки и музыкальные композиции. Позже приобретаются элементарные музыкальные навыки, совершенствуемые  впоследствии.

От простых ощущений до сложных навыков: музыкальные способности у ребенка развиваются постепенно.

От простых ощущений до сложных навыков: музыкальные способности у ребенка развиваются постепенно.

  1. Так, для первого года жизни ребенка характерна простейшая реакция на музыку и музыкальные звуки. Ребенок может вздрагивать при громких и резких ударах барабана, оживляться, услышав мелодичные напевы или успокаиваться под мамину колыбельную. К концу первого года ребенок уже в состоянии имитировать определенные интонации окружающих и общающихся с ним взрослых
  2. На втором году жизни ребенок становится более активным во всех отношениях, в том числе, и в музыкальном. Он уже может различать тембр голоса, высокие и низкие звуки. Он может пытаться подпевать конец фразы песенки, сопровождать незатейливую мелодию движениями – прихлопывать, притопывать, крутить головой, улыбаться, кружиться
  3. Период 3 – 4 года очень важный в развитии ребенка. Его действия и речь уже более уверенны, мышечно-двигательный аппарат становится крепче, у ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Также активно проявляется интерес к музыке и ритму. Дети в этом возрасте с удовольствием разучивают и напевают песенки, танцуют в хороводе, кружатся и выполняют простейшие танцевальные движения
  4. В 5 лет ребенок еще более активно познает мир. Ему интересно все: названия вещей и предметов, их устройство, как и почему все работает. Часто задаваемый ребенком вопрос «почему?» свидетельствует о желании маленького человека понять причинно-следственные связи, связать явления и найти различия. В физиологическом плане пятилетка становится очень подвижным. Он в состоянии уверенно выполнять основные движения – бег, прыжки, лазание. Все это способствует развитию чувства ритма в ребенке. Также у 5-летнего ребенка голос становится более звонким, и ребенок уже в состоянии направленно управлять им. Все более проявляется слух. В музыкальном плане у пятилетнего ребенка также ощутимо значительное развитие. Он чувствует, понимает и в состоянии воспроизводить радостные и грустные нотки мелодии, высокие и низкие звуки, делать звуки тихими или громкими. Пятилетка уже может танцевать в такт мелодии или ритму
  5. Дошкольный возраст 6 – 7 лет. У детей дошкольного возраста или младшего школьного уже во многом развивается эстетическое чувство. Дети в этом возрасте не просто разбираются в интонации музыкального произведения, но и в состоянии сами характеризовать его. Они могут внимательно слушать музыку и выделять отдельные части музыкальной композиции. Музыкально-слуховой аппарат ребенка готов к восприятию и воспроизведению нот во время пения и дальнейшему развитию музыкального слуха
    В этом возрасте дети уже сами могут находить выразительные средства для творческого исполнения песен и танцевальных движений под музыку.
    Голос шести-семилетнего ребенка звонок и может быть напевен, его голосовой диапазон уже достаточно широк

ВАЖНО: Если ребенка развивают в музыкальном плане, в 5 лет он уже может различать основные инструменты – фортепиано, гитара, аккордеон, барабан, скрипка и прочее. Именно с этого возраста можно начать обучать малыша игре на них

5 лет - лучший возраст, чтобы начать играть на музыкальном инструменте.

5 лет — лучший возраст, чтобы начать играть на музыкальном инструменте.

ВИДЕО: Музыкальное развитие ребенка

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка

  • Как известно, музыка и ритмы всегда были непременным атрибутом человеческой цивилизации. Музыкальные сопровождения выполняли сакральные и культовые функции в ранних обществах и являлись высшим проявлением изысканного эстетического чувства в поздних цивилизационных формах
  • Поэтому как можно более ранее музыкальное развитие ребенка будет способствовать и его личностному развитию, и развитию его эстетического вкуса, и, в целом, формированию его ценностного отношения к миру
  • Если ребенок занимается музыкой, его умственная деятельность становится более активной, его оба полушария мозга развиваются одновременно
Формировать музыкальный вкус у ребенка родители должны еще в самом раннем детстве.

Формировать музыкальный вкус у ребенка родители должны еще в самом раннем детстве.

  • Очень важным фактором для ребенка дошкольного возраста, периода, когда формируется личность, является его окружение, и, в первую очередь, семья. Родители должны стараться формировать музыкальный вкус ребенка как можно раньше, даже если они сами не играют на музыкальных инструментах
  • Желательно, чтобы с ребенком еще с раннего детства позанимался музыкальный педагог, чтобы научить его музыкально-слуховым и ладовым представлениям, чувству ритма, воспроизведению мелодии голоса и тому подобное

Важно также учить ребенка слушать хорошую музыку и беседовать с ним о его впечатлениях о ней.

Наилучший возраст ребенка для первых активных занятий музыкой – дошкольный.

ВАЖНО: Ученые из Канады выяснили, что если маленький ребенок начинает заниматься музыкой, у него улучшается память, ускоряется умственное развитие, концентрируется внимание. Такие дети становятся более грамотными и более способными к математике
Музыкально эстетическое развитие ребенка

Развитие музыкальное непосредственно влияет на развитие общее: память, восприятие, речь ребенка улучшаются.

Развитие музыкальное непосредственно влияет на развитие общее: память, восприятие, речь ребенка улучшаются.

  • Современные педагогические тенденции, которые основаны на многочисленных исследованиях и наблюдениях, сводятся к тому, что, если речь идет о музыке, то эта эстетическая сфера вполне доступна не только талантливым и одаренным детям, но и любому ребенку. Главное – вовремя начать прививать ребенку эстетический вкус, умение слушать и понимать музыку, поскольку именно в детстве формируются общая культура личности
  • То, чего ребенок недополучил в детстве, со временем все сложнее наверстывать, считал знаменитый педагог В.А. Сухомлинский.
    С музыкой, помимо развития интеллекта, формируются духовные и нравственные представления и потребности личности. Музыка способна пробуждать самые лучшие чувства в душе человека, делать его благороднее

Музыкально ритмическое развитие ребенка

  • Прививать любовь и потребность к музыке маленькому ребенку лучше всего с музыкально-ритмической деятельности, а именно, танцев, интересных упражнений под музыку, музыкальных игр. С их помощью у ребенка совершенствуются двигательные умения и навыки, развивается чувство ритма, музыкальная память
  • Если ребенок с удовольствием двигается под музыку, развиваются не только его двигательные способности, но и музыкальный слух. Все это управляется соответствующими отделами мозга, которые также получают свое развитие
Ребенка нужно учить не только слушать музыку, петь или играть на музыкальных инструментах, но и двигаться в ритме с мелодией.

Ребенка нужно учить не только слушать музыку, петь или играть на музыкальных инструментах, но и двигаться в ритме с мелодией.

Музыка организует движения, учит ребенка пространственно-временной ориентации.
Музыкально-ритмическое развитие ребенка позволяет:

  • научить понимать музыку, ее настроение
  • расширять музыкальный кругозор
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма
  • улучшать музыкальную память

С помощью ритмических движений у ребенка развивается:

  • ловкость и точность движений
  • пластичность и выносливость
  • умение координировать движения в пространстве
  • улучшается осанка и походка
  • обогащаются и становятся красивыми движения

Помимо этого происходит:

  • развитие воображения и фантазии
  • развитие творческих способностей и умения импровизировать
  • концентрация внимания и прочее
Танцуя, ребенок творит.

Танцуя, ребенок творит.

ВИДЕО: Музыкальное занятие для детей 1-2 года

Развитие музыкального слуха у детей

Понятие музыкальный слух включает в себя:

  • чувство ритма
  • чувство лада
  • умение различать ноты и тональности
  • прочее

Музыкальный слух у ребенка нужно развивать. Для некоторых детей такое развитие будет происходить проще, некоторым будет сложнее. Но начинать развитие слуха нужно в как можно более раннем возрасте ребенка.

Начинать развивать музыкальный слух ребенка нужно еще в раннем детстве.

Начинать развивать музыкальный слух ребенка нужно еще в раннем детстве.

Для этого можно увлечь его разными играми, ведь совсем необязательно «пристраивать» ребенка к какому-нибудь музыкальному инструменту. Достаточно, чтобы в доме время от времени звучала хорошая качественная музыка, и была она не просто фоном для времяпровождения, а что-то бы акцентировалось в ней, о чем-то вы бы рассказали ребенку.

Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей

Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Для маленьких детей все обучение должно базироваться на игре, на увлекательных и ненавязчивых занятиях.
Поиграйте с ребенком (от 3 лет и старше), например, так.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Стучим пальчиками в ритм песенке или другой музыкальной форме. Вы показываете, как выстукивать пальцами рук ритм, а ребенок повторяет за вами. Возможно, у вас дома есть игрушечный ксилофон или другая подручная игрушка для этого

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Давайте ребенку слушать разные музыкальные инструменты, а потом поиграйте в «Угадайку»: какой музыкальный инструмент звучал

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Поиграйте в «Путаницу». Напойте один куплет одной знакомой ребенку детской песенки, а другой куплет возьмите из другой. Пусть ребенок распутает вашу путаницу в песенках

УПРАЖНЕНИЕ № 4: Придумайте музыкальную сказку. Включите в нее своего ребенка в качестве действующего лица. Пусть разные герои поют разные песенки или танцуют танцы под музыку, и ребенок также выберет для себя песню и танец

УПРАЖНЕНИЕ № 5: Организуйте домашний концерт. В нем пусть примут участие как можно больше членов семьи. Можно приурочить такой концерт к праздникам или дням рождения

Домашний концерт - веселая игра и упражнение на развитие музыкальных способностей детей.

Домашний концерт — веселая игра и упражнение на развитие музыкальных способностей детей.

ВИДЕО: Музыкальное занятие. Развитие музыкального слуха

Музыкальная игра для развития ребенка

Еще несколько вариантов игр для ребенка:

  1. Наверняка у вашего малыша есть игрушечные музыкальные инструменты.
    Поиграйте на каком-то из них и спрячьте инструмент. Пусть ребенок найдет нужный звучавший
  2. Устройте мини-дискотеку. Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Пусть он и повторяет движения за вами, и импровизирует сам
  3. Устройте караоке. Если есть специальное оборудование – хорошо. Можно вполне обойтись и детским микрофоном

ВИДЕО: Музыкальные дидактические игры. Музыкальное развитие детей раннего возраста 2

-3 года

В 2 — 3 года малыш с удовольствием будет хлопать за вами в ладошки. Например, спойте часть песенки, задержите паузу и похлопайте в ладошки в такт музыке сначала вместе с малышом, потом подождите, пока он похлопает сам.
Напевайте ребенку детские песенки и пытайтесь сделать так, чтобы он повторял за вами простейшие звуки и ритм.

В 2-3 года ребенок уже проявляет активный интерес к музыке.

В 2-3 года ребенок уже проявляет активный интерес к музыке.

Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет

Если ребенок посещает детский сад, то там, разумеется, предусмотрены музыкальные занятия, которые проводит профессиональный музыкальный педагог.

Музыкальным развитием детей в садике активно занимается музыкальный педагог.

Музыкальным развитием детей в садике активно занимается музыкальный педагог.

Также имеются различные развивающие кружки и школы эстетики, где ребенка могут научить и музыкальной грамоте, и некоторым танцевальным движениям, и проводить с ним комплексные занятия.
Однако позаниматься с ребенком музыкой и ритмом можно и дома.
Например, поиграйте с малышом так:

  1. Ходьба под музыку: на полной ступне, на носочках, на пяточках, вперед/назад; пусть ребенок сымитирует, как ходит лисичка, курочка, динозавр
  2. Бег под музыку: пусть теперь ребенок побегает, как собачка, как зайчик, или полетает как птичка или бабочка.
  3. Покажите ребенку некоторые движения из разных танцев, например, как присесть под музыку гопака, или покружиться, как в хороводе

Музыкальное развитие детей в начальной школе

Младшие школьники, ввиду своих возрастных особенностей, очень восприимчивы к информации любого вида, они пытливы и любознательны. В это время в ребенке формируется общественное начало его личности.

Muzykalnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta

Младшие школьники с удовольствием ходят на музыкальные кружки.

Школа прививает им навык трудиться и располагать временем, находится в коллективе. Учеба помогает словесно-логической и смысловой обработке информации и ее запоминанию, развитию мышления и формированию элементарных научных понятий.
Дети в этом возрасте очень любят выступать. Ребенок может петь или танцевать, участвовать в праздниках и утренниках. Кстати, пение и танцы могут быть очень полезными не только для эстетического, психического и нравственного развития ребенка, но и для его физического развития. Так, благодаря пению, у ребенка укрепляется дыхательный аппарат, улучшается осанка, нормализуется кровообращение.

ВИДЕО: Музыкальное развитие ребенка