Развивать музыкальные способности у ребенка нужно с самого раннего детства. Родителям стоит узнать, что же включает в себя это развитие.
Содержание статьи
- Особенности музыкального развития детей по возрастам
- ВИДЕО: Музыкальное развитие ребенка
- Роль музыкального воспитания в развитии ребенка
- Музыкально ритмическое развитие ребенка
- ВИДЕО: Музыкальное занятие для детей 1-2 года
- Развитие музыкального слуха у детей
- Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей
- ВИДЕО: Музыкальное занятие. Развитие музыкального слуха
- Музыкальная игра для развития ребенка
- Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет
- Музыкальное развитие детей в начальной школе
- ВИДЕО: Музыкальное развитие ребенка
Маленький ребенок постепенно и уверенно совершенствует свои умения, основанные на биологическом и физиологическом развитии: сначала он учится держать головку, потом улыбаться, сидеть, ползать, ходить, говорить, держать ложку и прочее. Также, на основе особенностей физиологии ребенка можно развивать у него и музыкальные способности.
Особенности музыкального развития детей по возрастам
Естественно, что в каждом возрасте в развитии ребенка будут свои особенности.
Постепенно развиваются слуховые ощущения, музыкальный слух, затем – своеобразная эмоциональная отзывчивость на звуки музыки и музыкальные композиции. Позже приобретаются элементарные музыкальные навыки, совершенствуемые впоследствии.
- Так, для первого года жизни ребенка характерна простейшая реакция на музыку и музыкальные звуки. Ребенок может вздрагивать при громких и резких ударах барабана, оживляться, услышав мелодичные напевы или успокаиваться под мамину колыбельную. К концу первого года ребенок уже в состоянии имитировать определенные интонации окружающих и общающихся с ним взрослых
- На втором году жизни ребенок становится более активным во всех отношениях, в том числе, и в музыкальном. Он уже может различать тембр голоса, высокие и низкие звуки. Он может пытаться подпевать конец фразы песенки, сопровождать незатейливую мелодию движениями – прихлопывать, притопывать, крутить головой, улыбаться, кружиться
- Период 3 – 4 года очень важный в развитии ребенка. Его действия и речь уже более уверенны, мышечно-двигательный аппарат становится крепче, у ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Также активно проявляется интерес к музыке и ритму. Дети в этом возрасте с удовольствием разучивают и напевают песенки, танцуют в хороводе, кружатся и выполняют простейшие танцевальные движения
- В 5 лет ребенок еще более активно познает мир. Ему интересно все: названия вещей и предметов, их устройство, как и почему все работает. Часто задаваемый ребенком вопрос «почему?» свидетельствует о желании маленького человека понять причинно-следственные связи, связать явления и найти различия. В физиологическом плане пятилетка становится очень подвижным. Он в состоянии уверенно выполнять основные движения – бег, прыжки, лазание. Все это способствует развитию чувства ритма в ребенке. Также у 5-летнего ребенка голос становится более звонким, и ребенок уже в состоянии направленно управлять им. Все более проявляется слух. В музыкальном плане у пятилетнего ребенка также ощутимо значительное развитие. Он чувствует, понимает и в состоянии воспроизводить радостные и грустные нотки мелодии, высокие и низкие звуки, делать звуки тихими или громкими. Пятилетка уже может танцевать в такт мелодии или ритму
- Дошкольный возраст 6 – 7 лет. У детей дошкольного возраста или младшего школьного уже во многом развивается эстетическое чувство. Дети в этом возрасте не просто разбираются в интонации музыкального произведения, но и в состоянии сами характеризовать его. Они могут внимательно слушать музыку и выделять отдельные части музыкальной композиции. Музыкально-слуховой аппарат ребенка готов к восприятию и воспроизведению нот во время пения и дальнейшему развитию музыкального слуха
В этом возрасте дети уже сами могут находить выразительные средства для творческого исполнения песен и танцевальных движений под музыку.
Голос шести-семилетнего ребенка звонок и может быть напевен, его голосовой диапазон уже достаточно широк
ВАЖНО: Если ребенка развивают в музыкальном плане, в 5 лет он уже может различать основные инструменты – фортепиано, гитара, аккордеон, барабан, скрипка и прочее. Именно с этого возраста можно начать обучать малыша игре на них
ВИДЕО: Музыкальное развитие ребенка
Роль музыкального воспитания в развитии ребенка
- Как известно, музыка и ритмы всегда были непременным атрибутом человеческой цивилизации. Музыкальные сопровождения выполняли сакральные и культовые функции в ранних обществах и являлись высшим проявлением изысканного эстетического чувства в поздних цивилизационных формах
- Поэтому как можно более ранее музыкальное развитие ребенка будет способствовать и его личностному развитию, и развитию его эстетического вкуса, и, в целом, формированию его ценностного отношения к миру
- Если ребенок занимается музыкой, его умственная деятельность становится более активной, его оба полушария мозга развиваются одновременно
- Очень важным фактором для ребенка дошкольного возраста, периода, когда формируется личность, является его окружение, и, в первую очередь, семья. Родители должны стараться формировать музыкальный вкус ребенка как можно раньше, даже если они сами не играют на музыкальных инструментах
- Желательно, чтобы с ребенком еще с раннего детства позанимался музыкальный педагог, чтобы научить его музыкально-слуховым и ладовым представлениям, чувству ритма, воспроизведению мелодии голоса и тому подобное
Важно также учить ребенка слушать хорошую музыку и беседовать с ним о его впечатлениях о ней.
Наилучший возраст ребенка для первых активных занятий музыкой – дошкольный.
ВАЖНО: Ученые из Канады выяснили, что если маленький ребенок начинает заниматься музыкой, у него улучшается память, ускоряется умственное развитие, концентрируется внимание. Такие дети становятся более грамотными и более способными к математике
Музыкально эстетическое развитие ребенка
- Современные педагогические тенденции, которые основаны на многочисленных исследованиях и наблюдениях, сводятся к тому, что, если речь идет о музыке, то эта эстетическая сфера вполне доступна не только талантливым и одаренным детям, но и любому ребенку. Главное – вовремя начать прививать ребенку эстетический вкус, умение слушать и понимать музыку, поскольку именно в детстве формируются общая культура личности
- То, чего ребенок недополучил в детстве, со временем все сложнее наверстывать, считал знаменитый педагог В.А. Сухомлинский.
С музыкой, помимо развития интеллекта, формируются духовные и нравственные представления и потребности личности. Музыка способна пробуждать самые лучшие чувства в душе человека, делать его благороднее
Музыкально ритмическое развитие ребенка
- Прививать любовь и потребность к музыке маленькому ребенку лучше всего с музыкально-ритмической деятельности, а именно, танцев, интересных упражнений под музыку, музыкальных игр. С их помощью у ребенка совершенствуются двигательные умения и навыки, развивается чувство ритма, музыкальная память
- Если ребенок с удовольствием двигается под музыку, развиваются не только его двигательные способности, но и музыкальный слух. Все это управляется соответствующими отделами мозга, которые также получают свое развитие
Музыка организует движения, учит ребенка пространственно-временной ориентации.
Музыкально-ритмическое развитие ребенка позволяет:
- научить понимать музыку, ее настроение
- расширять музыкальный кругозор
- развивать музыкальный слух и чувство ритма
- улучшать музыкальную память
С помощью ритмических движений у ребенка развивается:
- ловкость и точность движений
- пластичность и выносливость
- умение координировать движения в пространстве
- улучшается осанка и походка
- обогащаются и становятся красивыми движения
Помимо этого происходит:
- развитие воображения и фантазии
- развитие творческих способностей и умения импровизировать
- концентрация внимания и прочее
ВИДЕО: Музыкальное занятие для детей 1-2 года
Развитие музыкального слуха у детей
Понятие музыкальный слух включает в себя:
- чувство ритма
- чувство лада
- умение различать ноты и тональности
- прочее
Музыкальный слух у ребенка нужно развивать. Для некоторых детей такое развитие будет происходить проще, некоторым будет сложнее. Но начинать развитие слуха нужно в как можно более раннем возрасте ребенка.
Для этого можно увлечь его разными играми, ведь совсем необязательно «пристраивать» ребенка к какому-нибудь музыкальному инструменту. Достаточно, чтобы в доме время от времени звучала хорошая качественная музыка, и была она не просто фоном для времяпровождения, а что-то бы акцентировалось в ней, о чем-то вы бы рассказали ребенку.
Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей
Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Для маленьких детей все обучение должно базироваться на игре, на увлекательных и ненавязчивых занятиях.
Поиграйте с ребенком (от 3 лет и старше), например, так.
УПРАЖНЕНИЕ № 1: Стучим пальчиками в ритм песенке или другой музыкальной форме. Вы показываете, как выстукивать пальцами рук ритм, а ребенок повторяет за вами. Возможно, у вас дома есть игрушечный ксилофон или другая подручная игрушка для этого
УПРАЖНЕНИЕ № 2: Давайте ребенку слушать разные музыкальные инструменты, а потом поиграйте в «Угадайку»: какой музыкальный инструмент звучал
УПРАЖНЕНИЕ № 3: Поиграйте в «Путаницу». Напойте один куплет одной знакомой ребенку детской песенки, а другой куплет возьмите из другой. Пусть ребенок распутает вашу путаницу в песенках
УПРАЖНЕНИЕ № 4: Придумайте музыкальную сказку. Включите в нее своего ребенка в качестве действующего лица. Пусть разные герои поют разные песенки или танцуют танцы под музыку, и ребенок также выберет для себя песню и танец
УПРАЖНЕНИЕ № 5: Организуйте домашний концерт. В нем пусть примут участие как можно больше членов семьи. Можно приурочить такой концерт к праздникам или дням рождения
ВИДЕО: Музыкальное занятие. Развитие музыкального слуха
Музыкальная игра для развития ребенка
Еще несколько вариантов игр для ребенка:
- Наверняка у вашего малыша есть игрушечные музыкальные инструменты.
Поиграйте на каком-то из них и спрячьте инструмент. Пусть ребенок найдет нужный звучавший - Устройте мини-дискотеку. Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Пусть он и повторяет движения за вами, и импровизирует сам
- Устройте караоке. Если есть специальное оборудование – хорошо. Можно вполне обойтись и детским микрофоном
ВИДЕО: Музыкальные дидактические игры. Музыкальное развитие детей раннего возраста 2
-3 года
В 2 — 3 года малыш с удовольствием будет хлопать за вами в ладошки. Например, спойте часть песенки, задержите паузу и похлопайте в ладошки в такт музыке сначала вместе с малышом, потом подождите, пока он похлопает сам.
Напевайте ребенку детские песенки и пытайтесь сделать так, чтобы он повторял за вами простейшие звуки и ритм.
Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет
Если ребенок посещает детский сад, то там, разумеется, предусмотрены музыкальные занятия, которые проводит профессиональный музыкальный педагог.
Также имеются различные развивающие кружки и школы эстетики, где ребенка могут научить и музыкальной грамоте, и некоторым танцевальным движениям, и проводить с ним комплексные занятия.
Однако позаниматься с ребенком музыкой и ритмом можно и дома.
Например, поиграйте с малышом так:
- Ходьба под музыку: на полной ступне, на носочках, на пяточках, вперед/назад; пусть ребенок сымитирует, как ходит лисичка, курочка, динозавр
- Бег под музыку: пусть теперь ребенок побегает, как собачка, как зайчик, или полетает как птичка или бабочка.
- Покажите ребенку некоторые движения из разных танцев, например, как присесть под музыку гопака, или покружиться, как в хороводе
Музыкальное развитие детей в начальной школе
Младшие школьники, ввиду своих возрастных особенностей, очень восприимчивы к информации любого вида, они пытливы и любознательны. В это время в ребенке формируется общественное начало его личности.
Школа прививает им навык трудиться и располагать временем, находится в коллективе. Учеба помогает словесно-логической и смысловой обработке информации и ее запоминанию, развитию мышления и формированию элементарных научных понятий.
Дети в этом возрасте очень любят выступать. Ребенок может петь или танцевать, участвовать в праздниках и утренниках. Кстати, пение и танцы могут быть очень полезными не только для эстетического, психического и нравственного развития ребенка, но и для его физического развития. Так, благодаря пению, у ребенка укрепляется дыхательный аппарат, улучшается осанка, нормализуется кровообращение.