Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины, что делать? Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: советы, упражнения

пп

Почему ребенок, первоклассник пишет цифры и буквы зеркально.

Из статьи вы узнаете, является ли проблемой написание ребенком буквенных и цифровых символов зеркально, стоит ли беспокоиться и как исправлять ситуацию.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины

Что является причиной появления зеркального письма у детей? Изучение этого феномена проводится с учетом специальных выборок: зеркальное написание рассматривается как дисграфия, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.

  • Зеркальный почерк (буквы и цифры пишутся справа налево) наблюдается при низком уровне развития пространственного мышления относительно собственного тела.
Записи в дневнике Леонардо да Винчи

Записи в дневнике Леонардо да Винчи

  • Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
  • Восприятие визуального ряда и его обобщение формируется в недостаточной степени.
  • Среди причин «почерка Леонардо» специалисты выделяют и слишком быстрое освоение техники письма печатными символами.
  • Связь между буквенным символом и его значением дети могут не улавливать или усваивают взаимосвязь в недостаточной степени.
Дисграфия наблюдается у детей нчальной школы

Дисграфия наблюдается у детей начальной школы

Леонардо да Винчи в многочисленных дневниках писал зеркально, о чем свидетельствуют последние исследования. В честь гения этот феномен и обрел название «почерк Леонардо». Такой способ написания наблюдается у детишек с типичным развитием.

Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.

  • «Окно дефекта» включает ближнее 3D изображение, а именно расстояние до 30-40 см. Оказываясь в этом участке, картинка отображается словно в обратной перспективе.
  • Здесь изображение зеркально перевернуто.
Зеркальное письмо у детей

Зеркальное письмо у детей

  • Ребенку, у которого наблюдается феномен зеркального письма, ничего не остается, как писать графические символы, попавшие на участок «окна дефекта» так, как он их видит, а именно – перевернутыми зеркально.
  • Дисграфия может наблюдаться и у детей без выраженного нарушения восприятия 3D объемного пространства. Это может быть нарушение восприятия изображения на коротком расстоянии. Что касается дальнего расстояния, то здесь нарушения восприятия могут и не наблюдаться.

Локализацию обратной перспективы можно сравнить со своеобразным «окном». В этом участке и кроется дефект ближнего 3D пространства, который именуется в научной среде «пространством Лобачевского».

Дисграфия у детей

Дисграфия у детей

Символы и цифры, попадая в пространство Лобачевского, оказываются зеркально перевернутыми как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. Зеркальный почерк наблюдается при попадании в процессе письма буквы или цифры в зону дефекта. Ребенок просто воспринимает изображение «как видит».

  • Наличие подобных механизмов, способствующих возникновению дисграфии на физиологическом уровне у ребенка, – критерий диагностический.
Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой - одна из причин дисграфии

Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой — одна из причин дисграфии

  • Обнаруживаются они как изменение восприятия, и являются маркерами эффективности работы по психофизиологическому или нейропсихологическому корректированию.
  • Ребенок с выраженным патогномоничным явлением, переписывая с книги или журнала текст, допускает немного зеркальных ошибок. Однако, пытаясь писать по памяти, он «переворачивает» буквенные и цифровые символы зеркально.
  • Феномен зеркального почерка проявляется на этапе освоения навыка письма вместе с другими ошибками на фоне нормального развития ребенка.
У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени

У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени

В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?

  • Как одна из причин — психологические факторы.
    Влияние оказывают право — и леворукость, половая принадлежность.
  • Написанные раннее тексты также могут стать причиной возникновения зеркального написания. Страница, с которой ребенок начал писать текст, место на странице приводят к возникновению «почерка Леонардо».
аа

Пример зеркального почерка у ребенка

Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:

  • Анализ зрительных образов и пространства формируется в недостаточной степени (у ребенка нарушено понимание формы, размеров окружающих предметов, то, какое место они занимают относительно других вещей и относительно друг друга).
  • Зрительный анализ и синтез не дает цельной пространственной картинки.
  • Видимые образы букв не диференциируются.
    Не в полной мере формируется буквенный гносис – зрительное восприятие и узнавание буквенных и цифровых значений.

Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?

  • Обнаруживается «почерк Леонардо» у детей 6-7 лет в процессе освоения письменных навыков.
  • Дети дошкольного возраста, которые не усвоили в достаточной степени информацию о величине и форме окружающих вещей.
  • Дети, которые с трудом определяют пространственное расположение вещей.
  • Дети начальных классов, допускающие ошибки при употреблении предлогов для обозначения места локализации (расположения) предметов в пространстве, или не знающие значения этих предлогов.
  • Дети, у которых рабочая рука – левая, но «переученные» писать правой рукой. Такие ученики воспроизводят строчки, направленные справа налево, буквы и цифры у них направлены снизу вверх.
вв

Обнаруживается зеркальное написание у детей 6-7 лет

Как исправить зеркальное написание у детей: советы

Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?

  • Расположить перед ребенком две ручки или палочки: одну проставить перед собой вертикально. Другая рука ставится справа под прямым углом к первой.
  • Предложить ребенку повторить ваши действия с другими палочками. Он может приложить вторую ручку или палочку к вертикально расположенной «зеркально» — слева.
  • Подобное происходит при переносе на бумагу объемного изображения, простых форм, фигур. Ребенок копирует увиденный образец, но переносит его на бумагу в зеркальном отражении.
  • Если зеркальный почерк проявляется частично, то это свидетельствует о несистематичном, случайном проявлении феномена. Речь идет о написании в зеркальном отражении отдельных букв.
ппе

Феномен дисграфии у детей

Потому исправлять «почерк Леонардо», который имеет место в случае написания некоторых букв – не имеет смысла. Нужно избавляться от проблемы в целом.

Советы по устранению зеркального написания:

  • Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
  • Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
  • После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
  • Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
  • Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.
Причины возникновения дисграфии

Причины возникновения дисграфии

Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия

Видео: Дисграфия. Причины и следствия

Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения

 Упражнения для коррекции «зеркального» письма:

  • Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
  • В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
  • Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
  • Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
  • Развивать способность запоминать зрительные образы.
    Повторять различные движения, воспроизводить рядоговорение (месяцы, дни недели).
  • Развивать мелкую моторику рук, применяя такие техники как массаж, самомассаж пальцев, пальчиковые игры, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
  • Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.

Видео: Дисграфия: проблемы при чтении