Почему ребенок, первоклассник пишет цифры и буквы зеркально.
Содержание статьи
- Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины
- Как исправить зеркальное написание у детей: советы
- Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия
- Видео: Дисграфия. Причины и следствия
- Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения
- Видео: Дисграфия: проблемы при чтении
Из статьи вы узнаете, является ли проблемой написание ребенком буквенных и цифровых символов зеркально, стоит ли беспокоиться и как исправлять ситуацию.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины
Что является причиной появления зеркального письма у детей? Изучение этого феномена проводится с учетом специальных выборок: зеркальное написание рассматривается как дисграфия, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.
- Зеркальный почерк (буквы и цифры пишутся справа налево) наблюдается при низком уровне развития пространственного мышления относительно собственного тела.
- Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
- Восприятие визуального ряда и его обобщение формируется в недостаточной степени.
- Среди причин «почерка Леонардо» специалисты выделяют и слишком быстрое освоение техники письма печатными символами.
- Связь между буквенным символом и его значением дети могут не улавливать или усваивают взаимосвязь в недостаточной степени.
Леонардо да Винчи в многочисленных дневниках писал зеркально, о чем свидетельствуют последние исследования. В честь гения этот феномен и обрел название «почерк Леонардо». Такой способ написания наблюдается у детишек с типичным развитием.
Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.
- «Окно дефекта» включает ближнее 3D изображение, а именно расстояние до 30-40 см. Оказываясь в этом участке, картинка отображается словно в обратной перспективе.
- Здесь изображение зеркально перевернуто.
- Ребенку, у которого наблюдается феномен зеркального письма, ничего не остается, как писать графические символы, попавшие на участок «окна дефекта» так, как он их видит, а именно – перевернутыми зеркально.
- Дисграфия может наблюдаться и у детей без выраженного нарушения восприятия 3D объемного пространства. Это может быть нарушение восприятия изображения на коротком расстоянии. Что касается дальнего расстояния, то здесь нарушения восприятия могут и не наблюдаться.
Локализацию обратной перспективы можно сравнить со своеобразным «окном». В этом участке и кроется дефект ближнего 3D пространства, который именуется в научной среде «пространством Лобачевского».
Символы и цифры, попадая в пространство Лобачевского, оказываются зеркально перевернутыми как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. Зеркальный почерк наблюдается при попадании в процессе письма буквы или цифры в зону дефекта. Ребенок просто воспринимает изображение «как видит».
- Наличие подобных механизмов, способствующих возникновению дисграфии на физиологическом уровне у ребенка, – критерий диагностический.
- Обнаруживаются они как изменение восприятия, и являются маркерами эффективности работы по психофизиологическому или нейропсихологическому корректированию.
- Ребенок с выраженным патогномоничным явлением, переписывая с книги или журнала текст, допускает немного зеркальных ошибок. Однако, пытаясь писать по памяти, он «переворачивает» буквенные и цифровые символы зеркально.
- Феномен зеркального почерка проявляется на этапе освоения навыка письма вместе с другими ошибками на фоне нормального развития ребенка.
В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?
- Как одна из причин — психологические факторы.
Влияние оказывают право — и леворукость, половая принадлежность. - Написанные раннее тексты также могут стать причиной возникновения зеркального написания. Страница, с которой ребенок начал писать текст, место на странице приводят к возникновению «почерка Леонардо».
Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:
- Анализ зрительных образов и пространства формируется в недостаточной степени (у ребенка нарушено понимание формы, размеров окружающих предметов, то, какое место они занимают относительно других вещей и относительно друг друга).
- Зрительный анализ и синтез не дает цельной пространственной картинки.
- Видимые образы букв не диференциируются.
Не в полной мере формируется буквенный гносис – зрительное восприятие и узнавание буквенных и цифровых значений.
Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?
- Обнаруживается «почерк Леонардо» у детей 6-7 лет в процессе освоения письменных навыков.
- Дети дошкольного возраста, которые не усвоили в достаточной степени информацию о величине и форме окружающих вещей.
- Дети, которые с трудом определяют пространственное расположение вещей.
- Дети начальных классов, допускающие ошибки при употреблении предлогов для обозначения места локализации (расположения) предметов в пространстве, или не знающие значения этих предлогов.
- Дети, у которых рабочая рука – левая, но «переученные» писать правой рукой. Такие ученики воспроизводят строчки, направленные справа налево, буквы и цифры у них направлены снизу вверх.
Как исправить зеркальное написание у детей: советы
Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?
- Расположить перед ребенком две ручки или палочки: одну проставить перед собой вертикально. Другая рука ставится справа под прямым углом к первой.
- Предложить ребенку повторить ваши действия с другими палочками. Он может приложить вторую ручку или палочку к вертикально расположенной «зеркально» — слева.
- Подобное происходит при переносе на бумагу объемного изображения, простых форм, фигур. Ребенок копирует увиденный образец, но переносит его на бумагу в зеркальном отражении.
- Если зеркальный почерк проявляется частично, то это свидетельствует о несистематичном, случайном проявлении феномена. Речь идет о написании в зеркальном отражении отдельных букв.
Потому исправлять «почерк Леонардо», который имеет место в случае написания некоторых букв – не имеет смысла. Нужно избавляться от проблемы в целом.
Советы по устранению зеркального написания:
- Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
- Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
- После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
- Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
- Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.
Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия
Видео: Дисграфия. Причины и следствия
Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения
Упражнения для коррекции «зеркального» письма:
- Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
- В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
- Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
- Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
- Развивать способность запоминать зрительные образы.
Повторять различные движения, воспроизводить рядоговорение (месяцы, дни недели). - Развивать мелкую моторику рук, применяя такие техники как массаж, самомассаж пальцев, пальчиковые игры, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
- Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.