Воспитание личности ребенка требует усилий, которые нужно приложить, чтобы раскрыть его таланты, сформировать Личность. При этом главная роль в воспитании отводится семье. Само же понятие личности – сложное, многоплановое, и в настоящее время нет какого-то одного верного термина. Можно сказать, что личность – это совокупность индивидуальных черт характера человека, данных ему с рождения и приобретенных с жизненным опытом, в ходе воспитания и его взаимоотношений с окружающими людьми.
Если родители правильно сформируют и разовьют основные черты характера ребенка, их чадо вырастет цельной личностью, с лидерскими задатками, успешным по жизни человеком. Как никогда верно и к месту можно вспомнить тут народную мудрость: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Духовность, как непременное условие развития личности
Духовность выполняет важную роль в развитии гармоничной личности ребенка:
- он должен уметь с самого раннего возраста сопереживать, чувствовать боль и страдание других и переживать их, как свои собственные. В противном случае ребенок вырастает эгоистичным, жестоким, становится безучастным к чужим страданиям. Родители должны много читать ребенку: это могут быть сказки, притчи, в которых есть мораль, и ребенок должен ее сам понять и осознать;
- ребенка нужно с измала научить видеть и ценить красоту, ведь это является основой для развития умственных качеств ребенка, его способностей к познанию мира. Ребенок должен замечать красоту везде – не только в природе, не только в людях, он должен уметь ценить красоту добрых поступков. При прогулках с ребенком родители должны ненавязчиво обращать его внимание на красивый цветок, дерево, здание и прочее, а ребенок должен выразить свое к этому отношение;
- ребенок должен вырасти ответственным за свои поступки. Помочь в этом могут наши братья меньшие. Ведь любой ребенок просит у родителей купить ему котенка, щенка и прочую живность. Надо пойти навстречу желанию ребенка, купить животное, чтобы малыш учился быть ответственным за другое живое существо. Сначала родители должны показать ребенку, как ухаживать за питомцем, на первых порах помогать ему. Ни в коем случае родителям не надо все делать самим;
- дети должны знать, что без наказания никакой плохой проступок не остается. Возмездие настигнет – рано или поздно;
- воспитание личности ребенка невозможно без воспитания в нем уверенности в себе, самоуважения. Сравнивать своего ребенка с другими нужно только в хорошем смысле, чтобы не наказывать, а наоборот, поощрить. Старания ребенка должны быть по достоинству оценены, но в меру, так как с завышенной самооценкой будут довольно серьезные проблемы. Похвала должна быть объективной, искренней и честной;
- ребенок должен научиться общаться со сверстниками, ему нужно помочь преодолеть стеснительность и скромность. На помощь придет юмор – дети дружат с веселыми сверстниками. Ребенок не должен вырасти эгоистом, ему нужно уметь делиться своими вещами. Естественно, кроме тех ситуаций, когда у него грубо отбирают игрушки или личные вещи – тут уж нужно уметь постоять за себя;
- воспитание личности ребенка основывается на развитии творческих его способностей. Ребенок должен творить — рисовать, лепить из глины и пластилина, вместе с мамой шить мягкие игрушки или делать аппликации, вместе с папой – вырезать по дереву или собирать модели автомобилей или парусников. Пусть на первых порах у него не все будет получаться, но ребенок должен приложить свое старание, чтобы огонек творчества в нем не угас.
Воспитание личности ребенка невозможно без здоровой семейной атмосферы, в которой царят любовь, ценится мнение каждого члена семьи, где ребенок всегда может найти взаимопонимание и поддержку.