Средства воспитания детей – неотъемлемая часть воспитательного процесса, благодаря которой у ребенка формируются понимание окружающего и отношение к нему, психические процессы, отношение к деятельности различного рода и пр. Это и есть основа воспитания детей. А в чем именно заключается суть данного вопроса, попробуем разобраться далее.
Содержание статьи
Что представляют собой средства воспитания детей?
Средствами воспитания детей являются предметы духовной и материальной культур, которые применяются в процессе воспитания, чтобы решить определенные задачи. К средствам воспитания можно отнести:
- художественную, научную литературу;
- средства массовой информации — телевидение, радио, журналы и газеты;
- культурные учреждения — разнообразные выставки, театры, художественные, краеведческие, политехнические музеи;
- занятия художественной самодеятельностью.
Средство воспитания является таковым, если соответствует следующим основным условиям:
- оно доносит до ребенка ту информацию, которая необходима для того, чтобы внутренний мир малыша разносторонне развивался;
- его можно усвоить образно, в действительности, в какой-либо знаковой форме – письменной или же устной;
- средство воспитания содействует общей деятельности и общению как ребенка, так и воспитателей, и прежде всего – родителей.
Общение как средство воспитания
В процессе общения, в играх, при занятиях спортом, при контактах с родными, знакомыми, сверстниками, ребенок познает окружающий его мир, получает знания о системе ценностей и отношений. Общаясь со своими сверстниками, ребенок формирует свои склонности, вырабатывает свои интересы, при этом получает понимание со стороны своих друзей.
Общаться с ребенком в педагогических целях нужно так, чтобы:
- это общение было по единому принципу воспитания и в семье, и в школе;
- в процессе общения ребенок должен чувствовать, что к нему относятся, как ценной личности;
- при общении ребенок должен получить разнообразные знания, как обращаться с другими людьми, разбираться в людях;
- общение должно быть грамотным и организованным.
По стилю общения оно может быть:
- авторитарным;
- попустительским;
- демократическим.
Чаще всего встречаются смешанные стили общения.
Обучение — средство воспитания
В процессе обучения ребенок не только усваивает знания, но и формирует свои навыки и умения. Учение с целью воспитания должно быть хорошо организовано. Хорошо, если дети в процессе обучения вместе работают над поставленным заданием, обсуждают ход выполнения задания и полученный результат.
Обучение должно быть интересным и значимым для ребенка, он должен уметь радоваться за успехи своих сверстников и переживать за промахи и неудачи других детей, должен быть самокритичным.
Труд как воспитательное средство
Никакие средства воспитания детей немыслимы без труда. В процессе труда ребенок растет во всех отношениях — физически, нравственно, он умнеет и развивается во многих других отношениях.
Для того чтобы труд был действенным средством в процессе воспитания, нужно учитывать следующее:
- труд должен быть для ребенка привлекательным, малыш должен осознавать важность труда, трудовой процесс должен быть хорошо организован, а конечный результат – приносить радость и удовлетворенность;
- труд должен быть хорошо мотивирован, у ребенка должна быть свобода выбора – что и как делать;
- труд для ребенка должен быть посильным, не монотонным.
Ребенок с малых лет должен быть приучен к самообслуживающему труду, тогда он будет ценить и стараться иметь определенный порядок вещей и знать, что для того, чтобы поддерживать порядок, нужно приложить и усилия, и затратить некоторое время. Это развивает и укрепляет волевые качества ребенка.
Для детей очень важно, чтобы начатое дело было не только завершено, но и оценено взрослыми. Так ребенок получит эмоциональное удовольствие от сделанного, а поощрение придаст ему еще больше уверенности и энергии.