Какие средства воспитания детей лучше использовать?

Какие средства воспитания детей лучше использовать?

Средства воспитания детей – неотъемлемая часть воспитательного процесса, благодаря которой у ребенка формируются понимание окружающего и отношение к нему, психические процессы, отношение к деятельности различного рода и пр. Это и есть основа воспитания детей. А в чем именно заключается суть данного вопроса, попробуем разобраться далее.

 

Играем

 

Что представляют собой средства воспитания детей?

Средствами воспитания детей являются предметы духовной и материальной культур, которые применяются в процессе воспитания, чтобы решить определенные задачи. К средствам воспитания можно отнести:

  • художественную, научную литературу;
  • средства массовой информации — телевидение, радио, журналы и газеты;
  • культурные учреждения — разнообразные выставки, театры, художественные, краеведческие, политехнические музеи;
  • занятия художественной самодеятельностью.

Средство воспитания является таковым, если соответствует следующим основным условиям:

  • оно доносит до ребенка ту информацию, которая необходима для того, чтобы внутренний мир малыша разносторонне развивался;
  • его можно усвоить образно, в действительности, в какой-либо знаковой форме – письменной или же устной;
  • средство воспитания содействует общей деятельности и общению как ребенка, так и воспитателей, и прежде всего – родителей.

Мама отчитывает ребенка

Общение как средство воспитания

В процессе общения, в играх, при занятиях спортом, при контактах с родными, знакомыми, сверстниками, ребенок познает окружающий его мир, получает знания о системе ценностей и отношений. Общаясь со своими сверстниками, ребенок формирует свои склонности, вырабатывает свои интересы, при этом получает понимание со стороны своих друзей.

Общаться с ребенком в педагогических целях нужно так, чтобы:

  • это общение было по единому принципу воспитания и в семье, и в школе;
  • в процессе общения ребенок должен чувствовать, что к нему относятся, как ценной личности;
  • при общении ребенок должен получить разнообразные знания, как обращаться с другими людьми, разбираться в людях;
  • общение должно быть грамотным и организованным.

По стилю общения оно может быть:

  • авторитарным;
  • попустительским;
  • демократическим.

Чаще всего встречаются смешанные стили общения.

Обучение — средство воспитания

В процессе обучения ребенок не только усваивает знания, но и формирует свои навыки и умения. Учение с целью воспитания должно быть хорошо организовано. Хорошо, если дети в процессе обучения вместе работают над поставленным заданием, обсуждают ход выполнения задания и полученный результат.

Обучение должно быть интересным и значимым для ребенка, он должен уметь радоваться за успехи своих сверстников и переживать за промахи и неудачи других детей, должен быть самокритичным.

Маленькая садовница

Труд как воспитательное средство

Никакие средства воспитания детей немыслимы без труда. В процессе труда ребенок растет во всех отношениях — физически, нравственно, он умнеет и развивается во многих других отношениях.

Для того чтобы труд был действенным средством в процессе воспитания, нужно учитывать следующее:

  • труд должен быть для ребенка привлекательным, малыш должен осознавать важность труда, трудовой процесс должен быть хорошо организован, а конечный результат – приносить радость и удовлетворенность;
  • труд должен быть хорошо мотивирован, у ребенка должна быть свобода выбора – что и как делать;
  • труд для ребенка должен быть посильным, не монотонным.

Ребенок с малых лет должен быть приучен к самообслуживающему труду, тогда он будет ценить  и стараться иметь определенный порядок вещей и знать, что для того, чтобы поддерживать порядок, нужно приложить и усилия, и затратить некоторое время. Это развивает и укрепляет волевые качества ребенка.

Для детей очень важно, чтобы начатое дело было не только завершено, но и оценено взрослыми. Так ребенок получит эмоциональное удовольствие от сделанного, а поощрение придаст ему еще больше уверенности и энергии.