Как развивать ребенка в игре? 10 подвижных игр для детей

Little girl jumping against beautiful sky

Зачем нужны подвижные игры, каково из развивающее значение. 10 подвижных игр для прогулки.

Одним из главных механизмов, обеспечивающих полноценное и всестороннее развитие ребенка является двигательная активность. Растущему организму требуется большое количество движения, неподвижность для ребенка утомительна, приводит к общей пассивности и отставанию в физическом развитии.

Роль подвижной игры в воспитании и физическом развитии ребенка

Подвижные игры прежде всего рассматривают как средство физического развития ребенка, удовлетворяющее потребности малыша в движении, активных действиях и приносящее много приятных эмоций.

Активные игры способствуют развитию целого ряда физических качеств:

• быстроты
• ловкости
• силы
• выносливости
• координации движения

Активная игровая деятельность обладает огромным развивающим потенциалом:

• обогащает кругозор
• развивает самовыражение
• учит достигать цели, проявлять настойчивость
• способствует развитию умения анализировать ситуацию, сопоставлять свои действия с действиями других участников
• развивает навыки оценки пространственных и временных отношений

Подвижные игры приносят огромную пользу для здоровья детей. Во время игровой активности:

• активизируются обменные процессы организма
• стимулируется работа желез внутренней секреции
• тренируется сердечно-сосудистая система
• укрепляется мышечный корсет
• круглогодичные активные игры на свежем воздухе способствуют закаливанию организма

Как развивать ребенка, играя с ним в подвижные игры?

Роль подвижных игр в воспитании ребенка

Роль подвижных игр в воспитании ребенка

  • Современные родители очень часто связывают понятие «интеллектуальное развитие» с некими «полезными» занятиями по специально разработанным пособиям или наборам дидактических материалов, а подвижные игры считают способом развлечения или отдыха от «развивающих занятий»
  • Но ученые, изучающие психологию и физиологию ребенка, доказали, что интеллект детей дошкольного возраста развиваются через движение!
    Чем разнообразнее движения — тем больше информации получит ребенок, тем интенсивнее идет процесс психического развития
  • С помощью движений ребенок выражает свое отношение к миру и учится действовать в нем, управлять своим телом. Интересная активная игра увлекает, захватывает, создает атмосферу радости, вызывает у ребенка положительные эмоции
  • Подвижные игры дисциплинируют, поскольку ребенку необходимо подчиняться определенным правилам, соблюдать ограничения и запреты.
    Активные игры развивают способность быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно принимать решения, планировать свои действия и предвидеть возможные ходы соперника
  • Совсем не обязательно каждую прогулку играть в новую игру. Наоборот, повторение одной и той же игры помогает ребенку совершенствовать свои движения, повысить свой уровень. Ребенок чувствует себя комфортнее, когда выполняет знакомую последовательность действий
  • Чтобы интерес к игре не потерялся и она не «приелась», можно каждый раз вносить какое-то новое правило, усложнять игру, оживить ее стихами, скороговорками
  • Ниже приведены описание 10 подвижных игр, которые не требуют особого оборудования или инвентаря и подходят для игры взрослого с ребенком на прогулке или для группы детей

10 подвижных игр для детей на улице

«Солнце и дождь»

солнце и дождь

Солнце и дождь

Для этой игры понадобится зонтик или навес на площадке («защитить» от дождя может и дерево). По команде ведущего «солнце» игроки гуляют по площадке, хлопают в ладоши, прыгают, бегают. По команде «дождь» все участники должны как можно быстрее прибежать к укрытию и спрятаться от «дождя». Игра развивает внимательность, скорость реакции, координацию.

«Блин и оладушки»

На игровой площадке нужно изобразить один большой круг и несколько маленьких на расстоянии 3-5 метров друг от друга. Игроки бегают по площадке. По команде ведущего «блин» игрокам нужно как можно быстрее попасть в большой круг, по команде «оладушек» — в любой из маленьких. Игра развивает координацию движения, сообразительность, внимательность, скорость реакции.

«Волк и козлята»

Посередине площадки очерчивается две параллельные линии (на расстоянии 70-100 м). Это «ров» и в нем живет «волк». На одной стороне «рва» расположен «дом козлят», а на другой — «пастбище». «Козлята» должны совершать пробежки из «дома» на «пастбище» и обратно, пересекая «ров».

«Волк» не может выходить изо рва и старается осалить козлят. Осаленный «козленок» не выбывает из игры. В начале игры можно обусловить количество пробежек через ров или выигрышных очков «волка» за каждую поимку «козленка». Это очень азартная, динамичная и веселая игра, развивает быстроту, ловкость, координацию движения.

«Точный расчет»

На площадке чертят круг диаметром 40-60 см. Играющий становится в круг, ему завязывают глаза. По сигналу игрок должен сделать 8 шагов вперед, развернуться на 180 градусов и вернуться в круг. Игрок побеждает, если ему удалось с завязанными глазами вернуться точно в круг. Игра развивает вестибулярный аппарат, координацию движения, способность ориентироваться в пространстве.

«Снайпер»

Для этой игры необходимо подготовить мишень — нарисовть на листе фанеры пять коцентрических окружностей, диаметр наименьшей окружности («яблочко») должен составлять около 30 см. Такой щит нужно закрепить на глухой стене или заборе. Метать в мишень можно теннисные мячи, мешочки с песком или горохом, а в зимнее время — снежки.

Каждому участнику дается 5 попыток. Очки насчитываются следующим образом: 5 очков за попадание «в яблочко», 4 — за попадание в ледующий круг и т.д. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Упрощенный вариант игры — попадание в нарисованный на асфальте или песке круг. Участники с определенного расстояния (можно обозначить его линией) должны бросать камушки или небольшие шайбы таким образом, чтобы попасть в центр круга. Игра отлично развивает меткость, ловкость, глазомер.

«Клад»

В начале игры взрослый должен спрятать игрушку на игровой площадке. Задача ребенка — по словесным подсказкам найти «клад». Ориентировать ребенка можно словами «горячо-холодно». Для старших детей можно называть направление: «правее», «левее», «дальше», «ближе» и т.д. Игра способствует развитию сообразительности, интуиции, способности ориентироваться в пространстве.

«Классики»

Классики2

Классики

  • Игра знакома не одному поколению, имеет множество вариантов и разновидностей. Для игры в классики на ровной площадке нужно изобразить таблицу с последовательно расположенными числами от «0» до «10»
  • Существует множество разновидностей таких таблиц, начинать знакомство с игрой можно с самой простой — прямоугольной формой, а со временем пробовать и другие конфигурации
  • Задача игрока — проскакать все поля таблицы в правильной последовательности, не наступая на границы поля
    Усложненный вариант игры заключается в использовании битка (им может выступать шайба для детского хоккея, камешек или плоская баночка), который нужно толкать ногой или бросать перед прыжками так, чтобы он остановился в нужном игровом поле
  • Игра развивает координацию движения, ловкость, выносливость, а прыгая по клеткам поля легко выучить или закрепить прямой и обратный счет в пределах 10

«Замри»

море волнуется раз

  • К этому типу можно отнести целый ряд игр, где от участников требуется сохранять неподвижность некоторое время. Это и популярная «Море волнуется раз…» и более сложная «Стоп каликало-точка»
  • Такие игры тренируют внимательность и самоконтроль
    Для прогулки с взрослым предлагаем еще один вариант игры — «Замри»
  • Участники становятся в одну линию. Ведущий располагается лицом к участникам на достаточно большом расстоянии. Ведущий медленно поворачивается вокруг своей оси и говорит слова: «Раз, два, три, замри», на последнем слове он снова оказывается лицом к участникам, а участники в это время должны замереть на месте
  • Ведущий не должен заметить движения участников, в противном случае такой участник должен сделать шаг назад. Игра продолжается, пока один из участников сможет дотронуться до ведущего

«В реку»

В начале игры на площадке изображают две прямые линии на расстоянии 1 метр. Все участники располагаются с наружной стороны обеих линий — «на берегу». По команде «в реку!» игроки должны быстро запрыгнуть за линию и занять место между линиями. По команде «из реки» — прыжком вернуться «на берег». Ведущий может давать ложные команды, например, командовать «в реку», когда игроки находятся между линиями.

В этом случае участники должны оставаться на своих местах. Игрок, который ошибочно выполняет движение, получает штрафное очко. Игрок, набирающий три штрафных очка, выбывает из игры. Игра отлично развивает внимание и координацию движения.

«Достань яблочко»

  • К ветке дерева или спортивному снаряду на площадке привязать яблоко или лакомство на высоте, на 5-10 см больше высоты ребенка с вытянутой вверх рукой. Предложите малышу попрыгать и достать лакомство. Такая игра отлично развивает силу прыжка и координацию движения.
    Еще один вариант игры- «Угости белочку орешками». На высоте привязывают корзинку и предлагают участникам подпрыгивая, забрасывать в корзинку орешки
  • Играя с ребенком в подвижные, можно решить целый ряд оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Активная игровая деятельность поможет удовлетворить потребность ребенка в движении и развлечении, а также несет огромный познавательный и развивающий потенциал
  • Очень важно при этом, чтобы игра увлекала ребенка игровым сюжетом и приносила радость. Включайте фантазию, импровизируйте, «подстраивайте» правила под возможности ребенка и не забывайте хвалить малыша за успехи

ВИДЕО: Подвижные игры для детей