Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста основывается на взаимосвязанных действиях между ребенком и тем, кто его учит (воспитатель, родители). Эти действия для малыша больше проявляются через игру, так как игра на донном этапе жизни – основной способ коммуникации с малышом.
Но помимо игр и непосредственного учения очень важно окружать ребенка просто красивыми вещами. То есть, прививать с детства чувство вкуса, чувство приятного созерцания, красоты, так сказать, давать пищу для творческого видения окружающего мира. Это виденье касается интерьера тех мест, где ребенок чаще всего находится (игровая, детский сад, детская площадка, домашний интерьер), а также способов взаимодействия с окружающим миром через тактильные ощущения, через рисунки, созерцание, изучение, игру.
Содержание статьи
Основные подходы и принципы эстетического воспитания
Чтобы развить эстетическое чувство у ребенка, теория эстетического воспитания детей дошкольного возраста использует 3 основных подхода:
- предложение познать опыт эстетического переживания (та же демонстрация детских книжек с картинками);
- освоить прикладные задачи художественно-эстетического направления (вовлечь ребенка в процесс привнести свое в то, что красиво: нарисовать картинку, линию, добавить мозаичный элемент, сделать аппликацию);
- дать ребенку возможность получать художественное образование (учить, как правильно рисовать, но не запрещать выражать форму и линии на собственный манер, как хочет малыш).
Чтобы правильно сформировать базовые принципы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, нужно прививать теоретические знания эстетики, как только ребенок приходит в детский сад. То есть, с самого начала у ребенка должны откладываться знания об эстетическом идеале во всем: в одежде, поступках, отношениях, художестве, занятиях, в мыслях, в природе и прочее. Итак, вот принципы, на которых строится эстетическое воспитание детей-дошкольников:
- связь между ребенком и окружающим миром налаживает воспитатель, как главный задающий направление творческого и духовного развития детей;
- все творчество, которым заняты дети на протяжении всего дня, должно идти в ногу с самой жизнью: то есть, предметы быта, элементы окружающего мира, животные, люди, их дела и слова – вот тот материал, который питает детское творчество;
- развитие вариативности форм, содержания, способов высказывания видения мира ребенком: то есть, художественная деятельность имеет право быть какой угодно;
- творческие наклонности и способности воспитатель должен выявлять у каждого ребенка через индивидуальный подход: все малыши разные, с каждым ребенком ведется похожая, но в чем-то отличающаяся линия творческой коммуникации. Вследствие этого у каждого ребенка остается свой индивидуальный опыт познания изображения, представления того или иного явления, предмета, объекта.
Как работает эстетическое воспитание на практике?
Чтобы понять, как все же на практике работает модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста, можно рассмотреть ее 2 основных подхода:
- Задача такого воспитания лежит в привитии теоретического представления у ребенка о красоте, эстетике, чувстве красивого: читать книжки малышу, показывать красочные картинки, вместе наблюдать за природой, происходящим.
- Вторая задача эстетического воспитания – все приобретенные теоретические знания воплотить в жизнь, в творчество, в дальнейшее высказывания принятого сознанием ребенка на бумагу, через игру, через поведение: таким образом происходит постоянное улучшение практических навыков творческого самовыражения.
И все-таки, для детей-дошкольников самым главным способом выражения на деле приобретенных умений и знаний о мире является игра. Если жизнь ребенка красочна, богата, он правильно развивается и правильно формирует свои эстетические взгляды на окружающий мир, то и игры у него активные, веселые, интересные, насыщенные эмоциями и фантазией.