Как определить готовность ребенка к школе? На что следует обратить внимание родителям дошколят? Читайте подробнее в нашей статье.
Содержание статьи
Готовность ребенка к школе в возрасте 6-7 лет не всегда могут определить даже самые внимательные родители. Для успешной адаптации и учебной деятельности недостаточно знания букв, цифр, цветов и пр. Общая картина «школьной зрелости» — понятие многогранное и включает различные виды подготовки.
Диагностикой развития ребенка занимается детский психолог, который должен оценить основные аспекты готовности к началу школьного периода. К таким разделам относят:
- Психологический – общее формирование готовности к изменению круга занятий и обязанностей, как в семье, так и детском коллективе.
- Эмоциональный – снижение импульсивных реакций, способность к выполнению определенных задач, не всегда вызывающих интерес.
- Интеллектуальный – развитие восприятия, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, способность воспроизведения, развитие координации движений и мелкой моторики.
- Социальный – потребность в общении со сверстниками, умение следовать нормам поведения в детских группах, восприятие взрослого человека, как учителя.
На основании выделенных направлений развития создаются специальные тестовые задания для определения степени готовности детей к школе.
Диагностика психологической и эмоциональной готовности
Проверка предполагает оценку способности ребенка к изменению ежедневного распорядка и требований:
- Соблюдение режима дня.
- Мотивация к обучению – ребенок должен понимать, что ходить в школу нужно для получения знаний.
- Навыки самостоятельной и групповой работы.
- Способность к восприятию процесса обучения, в том числе критики, и поиску способов для исправления ошибок.
- Готовность к выполнению поставленных задач, требующих определенных затрат времени и сил.
Обычно тестирование проводится в форме беседы с ребенком, в ходе которой на основе его ответов определяется психологический настрой ребенка, сформированный в процессе дошкольного обучения и семейного воспитания.
Беседа может состоять из следующих (или подобных) вопросов:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- У тебя есть брат или сестра?
- Назови имена мамы и папы.
- В каком городе ты живешь?
- Назови свой домашний адрес.
- Назови домашних и диких животных.
- В какое время года опадают листья с деревьев?
- Какими столовыми приборами ты пользуешься?
- Для чего дети ходят в школу?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Диагностика умственной, интеллектуальной готовности
Интеллектуальная готовность к начальной школе основана на формировании мыслительных процессов – развития способности к обобщению, сравнению, классификации объектов, выделении их общих признаков.
Ребенок должен обладать определенными знаниями об окружающем мире, а также развитой речью и стремлением к познавательной деятельности.
Одним из основных критериев развития интеллектуальной сферы считается тестирование памяти – психического процесса, напрямую связанного с мыслительной деятельностью.
- Для оценки уровня механического запоминания предлагается бессистемный набор слов, например: соль, мяч, небо, слон, река, брат, шум. После прослушивания ребенок должен повторить те слова, которые он смог запомнить. Нормальным показателем для детей 6-7 лет считается запоминание 5 слов из 10 после первого прочтения, 9-10 слов после 3-4 прочтений.
- Для проверки ассоциативной памяти по методике А. Р. Лурии ребенку предлагают запомнить слова и словосочетания с помощью изображений, которые он делает самостоятельно. Таким образом рисунок становится средством для воспроизведения заданных слов. Например, ребенок получает 10-12 слов и словосочетаний – автомобиль, темный лес, солнечный день, кошка, шумная игра, веселый человек, мороз, сильный ветер, и делает простые рисунки к каждому из слов. Через 1-1,5 часа ребенку снова показывают его рисунки, по которым он должен назвать слова и словосочетания.
- Чтобы оценить зрительную память, ребенку предлагается поочередно рассмотреть 2 простых изображения, а затем на пустом листе воспроизвести все запомненные линии из каждой части. В результате определяется количество правильно изображенных линий. Правильной считается также та линия, длина и расположение которой незначительно отличается от оригинала. Полученный показатель считается объемом зрительной памяти ребенка.
Не менее важной составляющей интеллектуального развития является образное и логического мышление, развитие речи и словарный запас дошкольника.
- Определение словесно-логического мышления проводится следующим образом. Ребенку показывают сложное изображение и просят рассказать, что он видит. Эта методика дает представление о том, насколько верно понимается смысл картины, способен ли ребенок выделить главное, заметить детали. Кроме того, в процессе рассказа определяется развитие речи и словарного запаса дошкольника.
- Более сложным вариантом является метод выявления последовательности событий. Ребенку предлагают рассмотреть несколько сюжетных картинок (от 4 до 6), логически выстроить их и рассказать, как развивались события. Такой тест позволяет дополнительно оценить понимание дошкольником причинно-следственных связей между объектами.
- Мыслительная деятельность также оценивается по способности к классификации. Ребенок должен составить группы из предложенных ему карточек с изображениями. При этом группы могут формироваться по различным признакам: цвету, размеру, назначению предметов, ситуативным признакам.
- Методика нахождения противоположностей заключается в проверке общих знаний ребенка и его словарного запаса. Ребенку предлагается простое или более сложное слово, к которому он должен как можно быстрее подобрать противоположное, например, холодный – горячий, день – ночь, близко – далеко, яркий – тусклый, любовь — ненависть и т.д.
- Если ребенок поступает в учебное заведение с усложненной программой, могут применяться методики для оценки сложных мыслительных процессов. Метод Б. В. Зейгарник основан на интерпретации пословиц. Ребенку предлагают прослушать пословицу, а затем два варианта объяснения, один из которых соответствует смыслу пословицы, а второй – нет. Например, для пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» используются: «Чтобы выполнить какое-то дело, нужно потрудиться» и «Летом можно ловить рыбу в пруду». Ребенок должен выбрать одну из фраз и объяснить, почему она подходит к пословице. Сам выбор и ход мыслей ребенка ярко демонстрируют, на какие признаки он обращает внимание при анализе ситуации.
Диагностика социальной готовности
Социальная адаптация является одной из самых больших сложностей при попадании ребенка в новый коллектив.
Готовность ребенка к школе в социальном плане предполагает его потребность в общении со сверстниками, понимание новой роли ученика в школьной среде, уважительное отношение к взрослым – учителям, вспомогательному персоналу.
Ребенок должен обладать следующими навыками:
- Общение с детьми и взрослыми, отличающимися по характеру и поведению от привычного круга общения.
- Умение работать в коллективе.
- Понимание необходимости слушаться и уважать старших.
- Умение отстаивать собственное мнение при общении с ровесниками.
- Способность находить решение в спорной ситуации.
Родителям необходимо понимать, что социальные навыки ребенка невозможно развить в один момент. Обучение общению с детьми и взрослыми необходимо начинать с самого раннего возраста, постоянно объясняя ребенку, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях.
На что родителям необходимо обратить внимание: советы
Чтобы не травмировать психику ребенка и избежать трудностей с обучением в начальной школе, родители должны трезво оценивать общий уровень развития и подготовки дошкольника.
Ребенок не готов к школе, если специалист указывает на следующие психо-эмоциональные проблемы:
- Вербализм – при высоком уровне развития речи, большом словарном запасе и прекрасной памяти ребенок не способен к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Такие дети не могут следовать процессу обучения, не умеют работать по образцу, не способны выполнить задание по требованию учителя.
- Тревожность – ребенок проявляет постоянный страх сделать ошибку, которая приведет к недовольству взрослых. Прогрессирующая тревожность может перерасти в комплекс «неудачника», снизить самооценку и стремление к самореализации.
- Демонстративность – ребенок проявляет повышенное стремление к всеобщему вниманию и признанию, старается всеми способами оказаться в центре событий. Обычно это является результатом отсутствия похвалы и поощрения со стороны родителей и других взрослых.
При наличии таких проблем большой ошибкой будет считать, что ребенок «перерастет» и справится сам. Необходимо признать, что вам необходима квалифицированная помощь.
Лучшим решением станет комплекс мер, включающий работу с детским психологом, коррекцию ситуации и поведения в семье.