
Sredstva odgajanja djece sastavni su dio obrazovnog procesa, zahvaljujući kojem dijete formira razumijevanje okoliša i stava prema njemu, mentalnim procesima, odnosu prema aktivnostima različitih vrsta itd. To je osnova od odgajati djecu. A što je točno suština ovog pitanja, pokušat ćemo shvatiti dalje.
Sadržaj članka
Koja su sredstva za odgajanje djece?
Sredstva odgajanja djece su predmeti duhovnih i materijalnih kultura koji se koriste u procesu obrazovanja kako bi se riješili određeni problemi. Sredstva obrazovanja uključuju:
- umjetnost, znanstvena literatura;
- mediji - televizija, radio, časopisi i novine;
- kulturne institucije - razne izložbe, kazališta, umjetnost, lokalna povijest, politehnički muzeji;
- amaterska umjetnost.
Alat obrazovanja je takav ako odgovara sljedećim osnovnim uvjetima:
- prenosi djetetu informacije koje su potrebne tako da se unutarnji svijet djeteta razvija svestran;
- to se može naučiti figurativno, u stvarnosti, u bilo kojem znaku napisanom ili usmenom;
- sredstva za obrazovanje doprinose općim aktivnostima i komunikaciji i djetetu i odgajateljima, a prije svega roditeljima.
Komunikacija kao sredstvo obrazovanja
U procesu komunikacije, u igrama, tijekom sporta, u kontaktima s rodbinom, poznanicima, vršnjacima, dijete poznaje svijet oko sebe, prima znanje o sustavu vrijednosti i odnosa. Komunicirajući s vršnjacima, dijete čini svoje sklonosti, razvija svoje interese, dok se razumije od svojih prijatelja.
Da biste komunicirali s djetetom u pedagoške svrhe, morate:
- ova je komunikacija bila na jednom principu obrazovanja kako u obitelji i u školi;
- u procesu komunikacije dijete bi trebalo osjećati da se prema njemu tretira kao vrijedna osoba;
- при общении ребенок должен получить разнообразные знания, как обращаться с другими людьми, разбираться в людях;
- общение должно быть грамотным и организованным.
По стилю общения оно может быть:
- авторитарным;
- попустительским;
- демократическим.
Чаще всего встречаются смешанные стили общения.
Обучение — средство воспитания
В процессе обучения ребенок не только усваивает знания, но и формирует свои навыки и умения. Учение с целью воспитания должно быть хорошо организовано. Хорошо, если дети в процессе обучения вместе работают над поставленным заданием, обсуждают ход выполнения задания и полученный результат.
Обучение должно быть интересным и значимым для ребенка, он должен уметь радоваться за успехи своих сверстников и переживать за промахи и неудачи других детей, должен быть самокритичным.
Труд как воспитательное средство
Никакие средства воспитания детей немыслимы без труда. В процессе труда ребенок растет во всех отношениях — физически, нравственно, он умнеет и развивается во многих других отношениях.
Для того чтобы труд был действенным средством в процессе воспитания, нужно учитывать следующее:
- труд должен быть для ребенка привлекательным, малыш должен осознавать важность труда, трудовой процесс должен быть хорошо организован, а конечный результат – приносить радость и удовлетворенность;
- труд должен быть хорошо мотивирован, у ребенка должна быть свобода выбора – что и как делать;
- труд для ребенка должен быть посильным, не монотонным.
Ребенок с малых лет должен быть приучен к самообслуживающему труду, тогда он будет ценить и стараться иметь определенный порядок вещей и знать, что для того, чтобы поддерживать порядок, нужно приложить и усилия, и затратить некоторое время. Это развивает и укрепляет волевые качества ребенка.
Для детей очень важно, чтобы начатое дело было не только завершено, но и оценено взрослыми. Так ребенок получит эмоциональное удовольствие от сделанного, а поощрение придаст ему еще больше уверенности и энергии.