Чтобы ребенок был в безопасности на улице, важно знать ПДД. Начнем с изучения в саду.
Содержание статьи
Воспитание социальной адаптации и коммуникативного развития у ребенка – являются одними из важнейших задач для дошкольного учреждения. И немаловажным в этом навыке является постижение правил дорожного движения. Человек в условиях современного мира сталкивается с множеством рисков, поэтому желание обезопасить себя и своих детей приобретает важность. Самая уязвимая группа общества – это дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Дети не умеют предугадывать исход ситуации, этот навык появляется с опытом, но опираясь на багаж знаний взрослых они могут избежать негативных последствий. Для этого необходимо обучать ребенка правилам поведения на проезжей части не только в устной форме, но и с помощью практических и дидактических занятий. Обучение следует начинать с раннего дошкольного возраста ребенка – переходить от элементарных задач к более сложным решениям.
Методика обучения ПДД младшей группы
Воспитатели и родители должны позаботиться о своевременном информировании ребенка о подстерегающих его опасностях. Обучить ориентироваться и находить выход из сложных жизненных ситуаций. Изучение правил поведения пешехода на дороге, имеет свою неоспоримую актуальность. Из-за незнания основных правил поведения на проезжей части – дети чаще других оказываются жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Иногда взрослые игнорируют процесс обучения ребенка дорожным правилам, считая это бесполезной тратой времени — в результате ребенок не способен оценить ситуацию на дороге, угадать расстояние между ним и движущимся автомобилем, оценить габариты транспорта и скорость движения. Ребенок не учитывает фактор риска и пытается преодолеть дорогу, переоценив свой потенциал.
- Начинают ознакомление с правилами поведения на проезжей части в ясельной группе с детьми от 2 до 3 лет. Проводятся как групповые, также индивидуальные занятия.
- Детей знакомят с общими понятиями — что такое автомобиль, дорога, пешеход, светофор, пешеходный переход. На основе уже полученных знаний о цветах радуги – объясняют основные цвета огней светофора. Уроки проходят с применением наглядного материала: игрушек, предметов, макетов транспорта и светофора, развивающими играми и пособиями, дорожными атрибутами и костюмами.
- Более углубленные занятия, в том числе и закрепление теоретического материала на практике, проводятся в специально оборудованной комнате или на площадке с разметкой дорожных переходов и перекрестка с установленными знаками. Это позволяет воспитателю выработать у ребенка логическое мышление путем быстрой оценки ситуации. Воспитатель постепенно развивает у детей навыки ориентира на проезжей части, формирует дисциплинированное поведение на дороге, учит грамоте пешеходов.
- Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности восприятия информации каждым ребенком – вовлекать в обучение путем использования всевозможных форм занятий. Изучением картинок, книг, иллюстраций с изображением городских улиц, решением загадок и ребусов, проведением познавательных и сюжетных игр, соревнований, рисованием дорожных ситуаций.
Следует выделить несколько основных задач изучения ПДД в первой младшей группе:
- Младшие дошкольники должны научиться отличать легковой вид транспорта от грузового автомобиля, знать — что такое автобус.
- Освоить начальное представление о светофоре – принципе его взаимодействия с транспортом и пешеходами. Научиться определению цветов светофора — красный, желтый, зеленый.
- Усвоить что такое предупредительный сигнальный звук автомобиля. Обучиться правилам правильного реагирования на услышанный сигнал.
- Иметь начальное представление о том, что такое улица и дорога. Отдельное время уделяется теме тротуаров и проезжей части – в чем их отличие и для чего нужен пешеходный переход.
- Дети должны иметь соображение – кто такой водитель, пешеход и пассажир. Понять их функциональное значение и отличие.
- Важно избегать воспитателю неточности в определениях понятий правил дорожного движения: не обобщать смысл слов: «стоянка» и «остановка», «пешеходный переход» и « пешеходная дорожка».
Для освоения задач и ознакомления детей с обучающим материалом – проводятся практические занятия в игровой комнате.
Преподавание в младшей дошкольной группе основ ПДД происходит по такому методическому плану:
- На уроке воспитатель использует наглядность: разнообразные игрушечные машинки, имитацию руля, картонные ободки на голову или карточки с изображением автомобилей и дорожных знаков, макет светофора. Это делает более понятными и интересными занятия. Ребенок осваивает визуально объекты на дорогах, учится распознавать их в окружающей среде. Воспитатель объясняет детально, как выглядит машина — у нее четыре колеса, руль, кузов и кабина. Сравнивает между собой транспорт разной величины, показывает где место водителя, а где пассажиров. Также необходимо наглядно показать, что такое пешеходный переход, из чего он состоит и где расположен на дорожной разметке.
- Педагог вызывает интерес детей с помощью дидактической игры — дает им задание, используя пазлы или кубики с изображением машин. Например, расставить машины в гаражи – для этого необходимо сопоставить размер картинки или кубика с отверстием. Также использует игру с расстановкой машин и пешеходов: разделив детей на группы, назначает одним исполнять роль пешеходов, а другим – роль транспорта. Дети должны правильно определить свое месторасположение на дороге, согласно роли.
- Дети изучают светофор. Воспитатель использует наглядные материалы: сначала на столе раскладываются три кружка красный, желтый и зеленый в произвольном порядке. Затем дети должны, определить и назвать где какой цвет. После того как цвета определены, воспитатель раздает детям рисунок контура светофора и цветные кружки, знакомит с положением каждого цвета на фигурке светофора, раскладывает кружки в верном порядке. Просит детей повторить эти манипуляции. Далее педагог объясняет, что каждому цвету соответствует определенное действие: красный – стой, желтый – посмотри по сторонам, зеленый – иди.
- Для закрепления изученного, воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где дети помогают кукле перейти через дорогу. Рисуется линия, условно обозначающая грань между тротуаром и дорогой, кукла не выходит за линию, воспитатель показывает один из кружков – дети должны назвать цвет и указать, что необходимо сделать кукле. Если цвет и действие не совсем правильное – воспитатель показывает огорчение куклы и просит еще раз внимательно определить. Также педагог предлагает каждому ребенку перевести через дорогу куклу самостоятельно, подытожив как важно при этом держаться за руку того, кто хорошо знает правила дорожного движения.
- Воспитатель использует в разговоре все слова в том виде, как они есть – без уменьшительных суффиксов. Также нельзя использовать в обучении иллюстрации в виде комиксов. Ребенок должен осознавать, что транспортное движение – это не игрушка, а серьезная ситуация. Воспитатель должен донести к сознанию ребенка важность ответственности за поведение на проезжей части. Разъяснить, какие могут возникнуть последствия при нарушении правил. Указать ребенку на необходимость предостерегать друзей, при попытке совершить необдуманный поступок.
- Педагог следит за эмоциональным состоянием детей во время обучения правилам ПДД. Основные действия направлены на то, чтобы сохранить в ребенке ощущение осмотрительности в допустимой мере – не развивая чувство панического страха или фобии.
Принципы обучения ПДД детей средней группы
Цель обучения правилам ПДД в средней дошкольной группе состоит из повторения ранее изученных правил и освоения более сложных задач. На этом этапе детей знакомят с такими понятиями как скорость автомобиля, обзор дороги, повороты или задний ход машины.
- Воспитатель создает импровизированную дорожную ситуацию. Задача ребенка проанализировать ее и сделать правильные действия. Для этого используются активные игры с игрушечными машинками, где ребенку предлагается комментировать свои действия, например, машина едет по дороге, то ускоряет движение, то замедляет, дает задний ход или поворачивает.
- Ребенок проговаривает все шаги, воспитатель корректирует и постепенно усложняет задачу. Занятия в средней группе должны иметь более разговорный характер – воспитатель ведет беседы с детьми, вовлекая их в рассуждения о пользе правил дорожного движения и что могло бы произойти, если бы люди не выполняли их. Детям дается задание сочинить короткий рассказ о светофоре, машинах и пешеходном переходе или автобусе и пассажирах.
- Педагог разучивает с детьми небольшие стихотворения или песни, загадывает загадки на данную тему, коллективно решает кроссворды. Также в обучении применяются ролевые игры – детям предлагают почувствовать себя в роли водителя или пассажира. Педагог направляет действия ребенка, комментируя и подсказывая ход мероприятий, при этом проговаривая нужные фразы.
В процессе обучающих занятий воспитатель должен выделить основные моменты:
- Очень опасно играть вблизи проезжей части — машина движется быстрее, чем человек, поэтому нельзя перебегать дорогу перед идущими автомобилями. Воспитатель объясняет, что для езды на велосипеде существуют велосипедные дорожки, кататься зимой на санках следует как можно дальше от дороги, то же касается и катания на роликах, коньках. Для этих целей оборудованы специальные парковые места или площадки.
- Следует с осторожностью обходить крупногабаритный транспорт перекрывающий вид на проезжую часть. Нельзя выбегать на дорогу, не убедившись, что проезжая часть свободна. Прежде чем переходить дорогу необходимо посмотреть по сторонам.
- Совершать переход дороги необходимо в строго отведенном для этого месте — на пешеходном переходе. Начинать движение через дорогу можно только после того, как машины остановятся, пропуская пешеходов. При сигнале автомобиля не следует метаться по сторонам. Необходимо прекратить движение, машине гораздо легче объехать недвижимый объект.
- На остановках для общественного транспорта не следует находиться слишком близко к проезжей части, ожидая автобус. Подходить к транспорту следует тогда, когда он закончил движение и открыл двери для входа.
- Важно также изучить тему правил для пассажира – основные требования мер предосторожности при выходе и входе в общественный транспорт. Выход можно совершать только при полной его остановке, осмотревшись по сторонам. Также необходимо затронуть тему поведения внутри движущегося транспорта – нельзя бегать по салону автобуса во время движения, отвлекать водителя. Воспитатель должен рассказать детям о мерах безопасности в случае аварийной ситуации.
- Идти вдоль дороги следует по тротуару с правой стороны, чтобы не мешать встречным прохожим. Если местность за пределами города, то следовать надо вдоль обочины лицом к движению.
- Обращать внимание на сигналы светофора – переходить дорогу только на зеленый свет.
Необходимо привлекать родителей к процессу обучения детей ПДД — воспитатель выдает задание на дом, в котором родители могут принять непосредственное участие. К примеру – смастерить дома из подручных средств поделку или аппликацию, нарисовать рисунок на тему правил дорожного движения, разучить небольшой стих или песню на заданную тему. Предварительно педагог проводит с родителями консультационную беседу — рассказывает, как правильно проводить совместные занятия, как должен быть построен диалог между взрослым и ребенком, какие именно задать вопросы и на что обратить внимание.
Домашняя форма занятий позволяет дошкольникам дополнительно укрепить изученный материал. Повторением можно заниматься и во время прогулки по городу – ребенок видит дорогу и все виды транспорта в реальной жизни, учится взаимодействовать с ними, комментирует сложившуюся ситуацию, делает из нее выводы, принимает решения. Родителю важно, направлять выводы ребенка к правильным итогам и действиям, основываясь на общих принципах правил поведения пешехода на проезжей части.
Обучение детей основам ПДД в старшей дошкольной группе
В старшей группе дошкольников знакомят с основными значениями дорожных знаков, таких как «стоп», «осторожно дети», «пешеходный переход». Также осваивают понятия «медицинский пункт», «пункт питания», «остановка», «подземный переход». В этом возрасте ребенок уже способен усвоить, что такое одностороннее и двустороннее движение. Знаком со многими видами средств передвижения.
Воспитатель обучает детей правилам культурного поведения в общественном транспорте и многолюдном месте. Для практики используются прогулки или экскурсии в общественные места, коллективный проезд в пассажирском транспорте. В это время педагог проводит беседу с детьми, знакомит их с профессией регулировщика, а также работой сотрудников ГАИ. Все это позволяет детям увидеть в реальности действие правил, преимущество соблюдения и лучше понять их функцию.
Главными задачами являются:
- Научить детей быть внимательными и ответственными за свое поведение в общественном транспорте и на проезжей части.
- Помогать тем, кто еще не знаком с правилами дорожного поведения, показывая на своем примере как необходимо вести себя на дороге. Формировать отзывчивость, заинтересованность и целенаправленность.
- Дополнить уже полученные ранее знания новыми навыками. Укрепить познания детей о воздушном и наземном транспорте.
- Вырабатывать у детей чувство ориентировки в пространстве, зрительную память, умение сохранять выдержку, способность просчитывать свои действия, воспитывать наблюдательность.
Чтобы вовлечь в процесс изучения ребят надо проводить всевозможные конкурсы и эстафеты на смекалку. Педагог устраивает командные соревнования, например, предлагает на скорость отвечать на поставленные вопросы о ПДД. Также это могут быть активные игры на специализированных для изучения ПДД игровых площадках, где детям необходимо пройти дорожный лабиринт, преодолеть эстафету, учитывая все путевые знаки.
- В теоретических занятиях используются тематические книги, показ обучающих мультфильмов, слайдов, поучающие иллюстрации. Также проводятся показательные занятия, совместные детские и родительские встречи в дошкольных учреждениях – открытые уроки.
- Дети устраивают для родителей постановочный спектакль – демонстрируют результаты усвоенных на занятиях навыков о правилах дорожного движения. Для этого воспитатель моделирует ситуацию, прописывает сценарий с распределением ролей – дети исполняют роль водителя, пешехода, светофора, регулировщика, автотранспорта и нарушителя ПДД.
- Мораль спектакля должна заключаться в поучительной истории, где лидерство занимает послушный пешеход. Немаловажную роль играют предметные развивающие атрибуты. В классе для проведения занятий по ПДД необходимо соорудить уголок с настольными, дидактическими и развивающими играми. Должны быть атрибуты для подвижных и ролевых игр – руль, жезл, свисток и фуражка. Конструкторы и макеты дорожных знаков и проезжей части, машины для выполнения различных функций – для создания сюжетных игр.
- А также другие вспомогательные материалы – книги, раскраски, трафареты, фигурки человека, иллюстрации и плакаты. Все что позволяет ребенку мыслить, воссоздавать и развивать представления о правилах дорожного движения через игру. Нелишним будет создание «уголка безопасности» для родителей. Воспитатель должен наполнить такой уголок методической информацией для взрослых о ПДД и примерами поучающей художественной детской литературы. Данный метод позволит проработать с родителями недостающие знания о правилах дорожного движения, и подскажет, как необходимо развивать своего ребенка в этом направлении.
- Родители занимают очень важное место в формировании понятий о ПДД, их помощь крайне необходима. Взрослые должны осознавать, что ребенок всегда и во всем копирует их манеру поведения, в том числе и на проезжей части. Необходимо контролировать свое поведение, избегать необдуманных поступков — демонстрируя правильную позицию на своем примере. Если родитель водит автотранспорт – не превышать скорость в присутствии ребенка, не демонстрировать пренебрежение к пешеходам, соблюдать знаки дорожного движения.
Выполнение правил дорожного движения сформирует у ребенка серьезное отношение к обучению и поставленным задачам. Родителям необходимо понять, что методы обучения правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях и в повседневной жизни ребенка не должны иметь расхождений и противоречий. Тут необходимо соблюдать солидарность в обучении. Это касается всего окружения ребенка. Необходимо контролировать информационный поток и своевременно проводить разъяснительную беседу с ребенком.