Чтобы развеселить старшую группу в саду, предлагаем рассмотреть предложенные малоподвижные игры.
Содержание статьи
Чтобы ребенок пошел в школу не просто подготовленным, но и умеющим сосредотачиваться, концентрировать внимание, мыслить и классифицировать, для воспитанников старших групп дошкольных образовательных учреждений предлагается целый комплекс заданий. Они называются малоподвижными, поскольку упор в них делается не на физические данные, а на всестороннее развитие.
Малоподвижные игры в старшей группе: картотека с целями
- Ищем пару
Игра учит умению классифицировать, находить взаимосвязи, развивает мелкую моторику. Нужно подобрать предметы (или просто картинки с их изображениями), связанные какими-либо признаками. Деток можно разделить на несколько команд, а можно провести и «личное первенство». Воспитатель поочередно берет любой из отобранных предметов, а ребенок (или представитель команды) в свою очередь подбирает к нему пару.
Очень хорошо, если ребенок при этом объяснит, по каким именно свойствам или признакам он объединил в пару именно эти предметы. Так постепенно, откладывая уже собранные в пары предметы или картинки, дети будут развивать наблюдательность, учиться формулировать и выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
- Ручеек
Чувство коллективизма, слаженность в движениях, умение «подстроиться» под возможности товарища и считаться с ними – всему этому помогает учиться издавна хорошо знакомая всем родителям и бабушкам игра.
Напомним, суть ее в том, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, парами выстраиваются коридором. Затем последняя пара, стараясь не задеть сомкнутые ручки остальных, пробегает по созданному «коридору» и таким образом становится первой.
Так по очереди проходят все пары. Со стороны это зрелище действительно напоминает плавное непрерывное течение веселого ручейка.
- Кто от нас ушел?
Игра на внимательность, наблюдательность. Когда детки выстроятся в кружок, в центре его выбранный ведущий оглядывает всех и зажмуривается. Воспитатель тихонечко показывает одному из игроков на выход из комнаты. Когда ребенок так же тихонько удаляется, ведущий, открыв глаза, должен определить, кого не хватает в кругу. Естественно всякое подглядывание строго запрещено.
- Кто летает, а кто – нет?
Игра на концентрацию внимания, улучшение координации движений. Одна из вариаций популярных детских игр на необходимость мгновенного выбора. Взрослый зачитывает длинный список самых различных предметов и понятий, периодически включая в него те, которые можно ассоциировать с полетом: воздушный шарик, крылья, самолет, ракета и т.д.
Смысл игры заключается в том, чтобы безошибочно взмахивать руками, если назван летающий предмет. Проигрывает тот, кто ошибся и поднял руку при названии «нелетающего» предмета.
- Горячо или холодно
Игра ориентирована на развитие слуховых и физических качеств. Один из участников выходит из комнаты, остальные малыши прячут в комнате какую-либо игрушку, книгу и т.д.
Когда ребенок возвращается в зал и начинает искать спрятанную вещь, остальные детки подсказывают ему словами «горячо», «очень горячо», «холодно», «теплее» и т.п., в зависимости от того, как близко ищущий подошел к спрятанному предмету. Естественно, при этом существует строгий запрет на подглядывание для вышедшего из комнаты ребенка.
- Укус шмеля
Дети учатся правильной координации движений, ориентированию в окружающем пространстве, развивают внимательность и слуховые качества.
Игра состоит в том, что малыши усаживаются в кружок, перекатывая между собой мячик. Отталкивать мяч можно исключительно ногами, при этом запрещено каким-либо образом останавливать мячик. Если кто-либо из игроков не успел оттолкнуть мяч и тот попал в ногу, значит, этот ребенок укушен шмелем. Он прекращает участие в игре до тех пор, пока шмель не «укусит» следующего игрока.
- Найди отличия
Основные задачи этой игры – развитие внимания ребенка, его способность воспринимать сигнал к действию. Внимательно посмотрев друг на друга, дети выбирают ведущего, который должен выйти из зала. В это время остальные малыши что-то меняют в себе: завязывают бант, которого не было, меняются одеждой, бинтуют руку и т.д. Вернувшийся в комнату ведущий называет изменения, которые произошли с игроками. Следующим ведущим становится тот, в чьем облике найдено больше всего отличий.
- Закончи сказку
Игра развивает у детей память и фантазию, пополняется лексика. Воспитатель читает детям сказку. В любом месте он останавливается и предлагает малышам самим придумать продолжение сюжета.
Это можно делать в середине диалога героев, так, чтобы дети продолжили его, в кульминационном моменте или же предложить детям придумать окончание рассказа. Можно также, прочитав сказку, предложить играющим придумать ее продолжение, например, что произошло с героями через неделю, месяц, год.
- В театре теней
Основной целью этой игры является развитие мелкой моторики рук и воображения. В достаточной темной комнате нужно повесить экран, на расстоянии нескольких метров включить настольную лампу или фонарик. Затем предложить детям двигать руками в пространстве, которое разделяет экран и лампу, так, чтобы на экран попадала тень.
Эти движения должны создавать на экране фигурки животных: собаки, змеи, птицы и т.п. Чтобы сделать игру еще более увлекательной, можно также попросить детей разыгрывать сценки, придумывая диалоги между создаваемыми героями.
- Маленькие Золушки
Игра на развитие мелкой моторики рук. Воспитатель смешивает на столе два-три вида различных круп (рис, пшено, гречневая, перловая и т.д.). Он досадует, что нечаянно перемешал их, и теперь не успевает разобрать, чтобы дети вовремя могли получить свой обед. Малыши должны помочь взрослому разделить все по разным емкостям.
- Превращаемся в животных
Игра, направленная на развитие внимания. Дети выстраиваются в круг и начинают ходьбу. Воспитатель называет животное, а малыши должны изобразить его, выполнив движения, характерные для этого животного: прыгая, как заяц, взмахивая руками, как крыльями птицы и т.д.
- Раскрашиваем с умом
Целью игры является развитие внимания ребенка. Воспитатель пишет поочередно на листе бумаги крупные буквы, чередуя их с цифрами. Дети должны обвести цифры одним цветом, а буквы – другим. Можно усложнить задание, предложив, помимо использования разных цветов, обводить буквы и цифры разными геометрическими фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и т.д.
- Отгадай животное
Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности. Дети по очереди выступают в роли ведущих, изображая какие-либо движения или действия, характерные для того или иного животного. Например, косолапость медведя, ужимки обезьяны, умывание кошки и т.п. Выигрывает тот, чьи действия были наиболее узнаваемыми и угаданными.
- Волшебные фигуры
С помощью этой игры дети развивают логику и воображение. Воспитатель дает каждому ребенку листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами. Детям предлагается, используя эти фигуры как основу, дополнить рисунок. Из прямоугольника, к примеру, можно создать дом, из круга – снеговика и т.д. Выигрывает тот, кто создаст больше всего рисунков.
- Цветоводы
Основная цель игры направлена на развитие мышления, наблюдательности. Воспитатель предлагает детям «посадить клумбы». Для этого дети должны нарисовать несколько «клумб» с различными цветами. В круглой, к примеру, должны быть цветы с длинными лепестками, а в квадратной – с круглыми, в маленькую клумбочку «посадить» желтые цветы, а в большую – красные и т.д.
По окончании можно задать несколько дополнительных вопросов: могут ли какие-либо из этих цветов расти на нескольких клумбах сразу, почему? Существует еще большое количество игр, во время которых ребенок учится усидчивости, внимательности, наблюдательности, логическому мышлению.