Малоподвижные игры в старшей группе: идеи для занятий с детьми в старшей группе детского сада

img-61731791f494f3863bac58c025a675e9

Чтобы развеселить старшую группу в саду, предлагаем рассмотреть предложенные малоподвижные игры.

Чтобы ребенок пошел в школу не просто подготовленным, но и умеющим сосредотачиваться, концентрировать внимание, мыслить и классифицировать, для воспитанников старших групп дошкольных образовательных учреждений предлагается целый комплекс заданий. Они называются малоподвижными, поскольку упор в них делается не на физические данные, а на всестороннее развитие.

Малоподвижные игры в старшей группе: картотека с целями

  1. Ищем пару

Игра учит умению классифицировать, находить взаимосвязи, развивает мелкую моторику. Нужно подобрать предметы (или просто картинки с их изображениями), связанные какими-либо признаками. Деток можно разделить на несколько команд, а можно провести и «личное первенство». Воспитатель поочередно берет любой из отобранных предметов, а ребенок (или представитель команды) в свою очередь подбирает к нему пару.

Очень хорошо, если ребенок при этом объяснит, по каким именно свойствам или признакам он объединил в пару именно эти предметы. Так постепенно, откладывая уже собранные в пары предметы или картинки, дети будут развивать наблюдательность, учиться формулировать и выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

  1. Ручеек

Чувство коллективизма, слаженность в движениях, умение «подстроиться» под возможности товарища и считаться с ними – всему этому помогает учиться издавна хорошо знакомая всем родителям и бабушкам игра.

Напомним, суть ее в том, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, парами выстраиваются коридором. Затем последняя пара, стараясь не задеть сомкнутые ручки остальных, пробегает по созданному «коридору» и таким образом становится первой.

Так по очереди проходят все пары. Со стороны это зрелище действительно напоминает плавное непрерывное течение веселого ручейка.

Ручеек

Ручеек

  1. Кто от нас ушел?

Игра на внимательность, наблюдательность. Когда детки выстроятся в кружок, в центре его выбранный ведущий оглядывает всех и зажмуривается. Воспитатель тихонечко показывает одному из игроков на выход из комнаты. Когда ребенок так же тихонько удаляется, ведущий, открыв глаза, должен определить, кого не хватает в кругу. Естественно всякое подглядывание строго запрещено.

  1. Кто летает, а кто – нет?

Игра на концентрацию внимания, улучшение координации движений. Одна из вариаций популярных детских игр на необходимость мгновенного выбора. Взрослый зачитывает длинный список самых различных предметов и понятий, периодически включая в него те, которые можно ассоциировать с полетом: воздушный шарик, крылья, самолет, ракета и т.д.

Смысл игры заключается в том, чтобы безошибочно взмахивать руками, если назван летающий предмет. Проигрывает тот, кто ошибся и поднял руку при названии «нелетающего» предмета.

  1. Горячо или холодно

Игра ориентирована на развитие слуховых и физических качеств. Один из участников выходит из комнаты, остальные малыши прячут в комнате какую-либо игрушку, книгу и т.д.

Когда ребенок возвращается в зал и начинает искать спрятанную вещь, остальные детки подсказывают ему словами «горячо», «очень горячо», «холодно», «теплее» и т.п., в зависимости от того, как близко ищущий подошел к спрятанному предмету. Естественно, при этом существует строгий запрет на подглядывание для вышедшего из комнаты ребенка.

  1. Укус шмеля

Дети учатся правильной координации движений, ориентированию в окружающем пространстве, развивают внимательность и слуховые качества.

Игра состоит в том, что малыши усаживаются в кружок, перекатывая между собой мячик. Отталкивать мяч можно исключительно ногами, при этом запрещено каким-либо образом останавливать мячик. Если кто-либо из игроков не успел оттолкнуть мяч и тот попал в ногу, значит, этот ребенок укушен шмелем. Он прекращает участие в игре до тех пор, пока шмель не «укусит» следующего игрока.

С мячом

С мячом

  1. Найди отличия

Основные задачи этой игры – развитие внимания ребенка, его способность воспринимать сигнал к действию. Внимательно посмотрев друг на друга, дети выбирают ведущего, который должен выйти из зала. В это время остальные малыши что-то меняют в себе: завязывают бант, которого не было, меняются одеждой, бинтуют руку и т.д. Вернувшийся в комнату ведущий называет изменения, которые произошли с игроками. Следующим ведущим становится тот, в чьем облике найдено больше всего отличий.

  1. Закончи сказку

Игра развивает у детей память и фантазию, пополняется лексика. Воспитатель читает детям сказку. В любом месте он останавливается и предлагает малышам самим придумать продолжение сюжета.

Это можно делать в середине диалога героев, так, чтобы дети продолжили его, в кульминационном моменте или же предложить детям придумать окончание рассказа. Можно также, прочитав сказку, предложить играющим придумать ее продолжение, например, что произошло с героями через неделю, месяц, год.

Сказочно

Сказочно

  1. В театре теней

Основной целью этой игры является развитие мелкой моторики рук и воображения. В достаточной темной комнате нужно повесить экран, на расстоянии нескольких метров включить настольную лампу или фонарик. Затем предложить детям двигать руками в пространстве, которое разделяет экран и лампу, так, чтобы на экран попадала тень.

Эти движения должны создавать на экране фигурки животных: собаки, змеи, птицы и т.п. Чтобы сделать игру еще более увлекательной, можно также попросить детей разыгрывать сценки, придумывая диалоги между создаваемыми героями.

Фантазия

Фантазия

  1. Маленькие Золушки

Игра на развитие мелкой моторики рук. Воспитатель смешивает на столе два-три вида различных круп (рис, пшено, гречневая, перловая и т.д.). Он досадует, что нечаянно перемешал их, и теперь не успевает разобрать, чтобы дети вовремя могли получить свой обед. Малыши должны помочь взрослому разделить все по разным емкостям.

  1. Превращаемся в животных

Игра, направленная на развитие внимания. Дети выстраиваются в круг и начинают ходьбу. Воспитатель называет животное, а малыши должны изобразить его, выполнив движения, характерные для этого животного: прыгая, как заяц, взмахивая руками, как крыльями птицы и т.д.

  1. Раскрашиваем с умом

Целью игры является развитие внимания ребенка. Воспитатель пишет поочередно на листе бумаги крупные буквы, чередуя их с цифрами. Дети должны обвести цифры одним цветом, а буквы – другим. Можно усложнить задание, предложив, помимо использования разных цветов, обводить буквы и цифры разными геометрическими фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и т.д.

Расскрашиваем

Раскрашиваем

  1. Отгадай животное

Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности. Дети по очереди выступают в роли ведущих, изображая какие-либо движения или действия, характерные для того или иного животного. Например, косолапость медведя, ужимки обезьяны, умывание кошки и т.п. Выигрывает тот, чьи действия были наиболее узнаваемыми и угаданными.

  1. Волшебные фигуры

С помощью этой игры дети развивают логику и воображение. Воспитатель дает каждому ребенку листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами. Детям предлагается, используя эти фигуры как основу, дополнить рисунок. Из прямоугольника, к примеру, можно создать дом, из круга – снеговика и т.д. Выигрывает тот, кто создаст больше всего рисунков.

  1. Цветоводы

Основная цель игры направлена на развитие мышления, наблюдательности. Воспитатель предлагает детям «посадить клумбы». Для этого дети должны нарисовать несколько «клумб» с различными цветами. В круглой, к примеру, должны быть цветы с длинными лепестками, а в квадратной – с круглыми, в маленькую клумбочку «посадить» желтые цветы, а в большую – красные и т.д.

Рисуем

Рисуем

По окончании можно задать несколько дополнительных вопросов: могут ли какие-либо из этих цветов расти на нескольких клумбах сразу, почему? Существует еще большое количество игр, во время которых ребенок учится усидчивости, внимательности, наблюдательности, логическому мышлению.

Видео: Малоподвижная игра в саду