Методика воспитания деток и обучения их математическим навыкам описана в данном материале.
Содержание статьи
- Математическая концепция: методы ее формирования у детей дошкольного возраста
- Ключевые требования к современным методам работы с детьми разных возрастных групп
- Основные современные требования для математического развития дошкольной группы
- Формирование математических представлений в старшей дошкольной группе
- Игровые методики в составе обучения математическим знаниям
- Устные и доказательные методики
- Методы математического образования с детьми, отстающими и преуспевающими в обучении
- Видео: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет
Полноценное развитие мозга ребенка, его адекватное восприятие окружающей среды, ориентировка во временном пространстве формируются в первые несколько лет жизни. От того, как усвоены законы логики в детские годы, зависит весь дальнейший этап мышления человека.
Математическая концепция: методы ее формирования у детей дошкольного возраста
Тренируя свои навыки, накапливая опыт, интеллект ребенка развивается. И в этом важную роль составляют математические познания. Коллективная задача общества помочь адаптироваться в исчислении методом обучения и практических подсказок.
- В основу математической концепции входит ряд упражнений и поставленных задач, сконцентрированных на материально-осязаемой функции, дающей базовые знания о математике в целом. С этим ребенку помогают справиться педагоги в процессе обучения и приобретения математических навыков.
- Уже в первый год обучения ребенок осваивает дисциплину поведения, способность четко изъяснять задачи и отвечать на поставленный вопрос. Благодаря грамотной методической подготовке ребенок приобретает понимание числового ряда, объемы и величины, временные промежутки.
- Обучается суммированию и вычитанию, умножению и делению. Большая часть заданий проходит в игровой форме и позволяет сохранить концентрацию внимания ребенка на обучении: прохождение эстафет, разгадке математических ребусов, участие в квестах.
- Для решения поставленных задач педагог использует метод разделения на группы – это позволяет обучить дошкольника коллективному взаимодействию. Ребенок учиться аргументировать свои суждения, анализировать действия других и делать выводы. Учится распознавать ошибки и исправлять их. Использовать вспомогательные материалы: таблицы, счетные палочки, линейки, геометрические предметы.
- Также педагог дает дополнительные задания, позволяющие ребенку закреплять освоенный материал вне учебного учреждения. Для домашнего занятия – учебники, тетради для практических работ.
- Для групп постарше развивающие компьютерные программы. Каждое новое задание педагог подбирает с учетом уже приобретенного опыта ребенка. Повторение изученного материала помогает дошкольнику осваивать новый урок.
- В процесс закрепления пройденного материала полезно вовлекать и родителей. Для этого педагог проводит консультационную работу с родителями. На этом этапе можно определить насколько быстро идет развитие у ребенка – опережает или отстает от своих сверстников. Требуются дополнительные индивидуальные занятия или нет.
- Подача информации детям не должна быть выше уровня их понимания. Следует избегать сложной терминологии. Воспитатель должен поощрять дошкольника за хорошо проделанную работу – это стимулирует к достижению наилучших результатов.
ВАЖНО: В теплое время года стоит отдать предпочтение освоению программного материала в неформальной обстановке – прогулки, походы, детские лагеря. На занятиях должны использоваться наглядные материалы, учитывая возраст детей и поставленные задачи.
Материалы должны быть красочными и привлекательными. Достаточное количество различных форм. Предметы удобны в применении к заданиям. Воспитатель должен задать сценарий задания так, чтобы во главе его лежала математическая составляющая, но, в то же время оно не выглядело скучным. Совокупность данных методов готовит ребенка для перехода к более сложному этапу освоения математических задач необходимых для начала обучения в школе.
Ключевые требования к современным методам работы с детьми разных возрастных групп
Важно проводить анализ обучающей программы для каждой группы по темам:
- объемы и величины
- пространственная ориентировка
- геометрические фигуры
- представления о числах
- временном пространстве
- количестве
В раннем возрасте дети проявляют интерес к самообразованию и познанию математических азов с целью улучшения коммуникативных навыков и адаптации в социуме. На основании этого задача дошкольных и учебных учреждений разработать и внедрить методику, способствующую раннему математическому развитию. Суть задачи заключается в исполнении современных требований по математическому развитию у детей в дошкольный период.
Основные современные требования для математического развития дошкольной группы
Первые математические навыки ребенок может освоить в возрасте четырех лет. Происходит это в процессе освоения задач в игровой форме. Воспитатель должен создавать атмосферу вокруг ребенка, способствующую вовлечения в игру. Задавать наводящие вопросы помогающие задействовать визуальную и устную оценку для определения элементарных вычислений: форма, величина, временное пространство, количество.
Выстраивать цепочку задач таким образом, чтобы ребенок осуществлял сравнительные или группирующие действия. Воссоздавал ряд из элементов игры. Умел сосчитать. Направлять действия ребенка проявить инициативу во время игры.
Мотивировать поощрениями для большего результата. У ребенка должны быть дидактические материалы, познавательные игры, развивающие логическое мышление: цветные кубики, пирамидки, геометрические пазлы, фигуры-трансформеры, счетные палочки, карты-картинки предметов.
Это положит основу умению:
- соединять объекты в группы
- различать и распределять их по форме, цвету, количеству
- исключать или вносить элемент методом сравнения
- оценивать и находить недостающий предмет
- описывать действия и рассуждать о дальнейших ходах
Результаты воздействия освоения математических понятий на речевые и познавательные способности у детей в возрасте до пяти лет:
- Представления о цифрах и числах – запоминание и распознавание цифр, умение сосчитать до десяти вслух. Ориентироваться в порядковом присваивании числа, формировании объектов в числовые группы. Сравнивать численности предметов. Отвечать на вопросы о действии решения задач.
- Свойства предметов – определение по длине и высоте, сравнение по ширине и толщине, понимание массы и объема. Способность распознавать геометрические фигуры, определять их структуру. Связывать предметы между собой в группы методом сравнения. Озвучивать ряд манипуляций с объектами.
- Сравнительные отношения – распределение предметов по форме, цвету, численности. Формирование временных и пространственных связей с объектами. Выстраивание последовательных цепочек по свойствам. Речевое умение выразить этапы сравнения и определения во временные рамки.
- Понятие неизменности величин — зрительное восприятие предметов в пространстве и сохранение их величин вне зависимости от месторасположения и временного отрезка. Умение словесно отразить нахождение предмета и его свойств во временном пространстве.
Формирование математических представлений в старшей дошкольной группе
Счет и количество
Концепция обучения старшей дошкольной группы состоит в том, чтобы расширить у ребенка познания о числах и вычислениях.
- Педагог разъясняет каждое число в отдельности. Акцентируя внимание на таких числах как 0 и 10.
- Объясняет порядок их образования и положение в числовом ряде. В ходе обучения используются наглядные примеры, тренируется визуализация и глазомер.
- Методом сравнения числового ряда, ребенок учится новым формированиям и определениям чисел. Осваивает на практике применение числа к предметам. Запоминает графическое изображение цифры.
- Весь учебный период дети выполняют практические задания с числами — вырабатывая внимательность, умение запоминать, анализировать и выполнять их. Педагог объясняет наглядно неизменность числа от места его расположения в числовом ряде.
- Величина и объем предметов, расстояние между объектами не влияют на само число. Это формирует у детей представление о независимости числа, учит считать в разных направлениях с любой точки отсчета. Усваивается порядковый счет и его направление.
- Также вырабатывается понимание целого числа, и деления на части. Для наглядности воспитатель использует примеры: разрезание яблока на половину или сгибание листа на несколько частей.
Знакомство с геометрическими фигурами
В старшей группе к усвоенному материалу начинают добавляться новые формы. Так к уже известными геометрическим формам, добавляются новые.
- При помощи наложения одной фигуры на другую, дети определяют схожесть и отличия одной от другой. Воспитатель приводит примеры похожести фигур с предметами: мяч – круглый, яйцо – овальной формы.
- Появляется фигура – четырехугольник. Формируется понимание, о фигуре четырехугольника и его свойствах. По существенным признакам проводится сравнительный анализ различных форм. Так педагог методом сравнения с треугольной формой, подводит к формированию определения четырехугольника.
- Дается задача самостоятельно сделать вывод, какие фигуры имеют право называться четырехугольниками. Методом практических занятий дети учатся группировать объекты по одному из признаков, не учитывая другие значения. Дошкольники вырабатывают умение описывать свои действия.
- Учатся находить геометрические формы в предметах окружающей среды, распознавать в иллюстрациях. Воспитатель должен познакомить дошкольников с многообразием правильных и неправильных форм: прямоугольные треугольники, равносторонние, равнобедренные; четырехугольники – квадраты, ромбы, прямоугольники.
- Опыты с геометрическим материалом оказывают воздействие на дальнейшее математическое понимание дошкольников: умение сопоставлять и классифицировать предметы на группы по важным признакам, определять сходства и различия.
Измерение и величина
Дошкольники старшей группы уже имеют достаточный опыт определения величин – сравнение предметов между собой по длине, высоте, ширине.
- Умеют сгруппировать, упорядочить, найти схожесть и отличие предметов по отдельным измерениям между собой. Знают, как сформулировать устный ответ на поставленную задачу.
- Далее в программу обучения включается измерение с помощью условной меры. С помощью практических занятий дети учатся определять объем жидкости и сыпучих тел, величину предметов. При измерении протяжных величин, воспитатель знакомит детей с основными правилами измерения величин – демонстрирует мерку.
- Показывает, как правильно пользоваться ей — путем прикладывания и сопоставления начала мерки к измеряемому предмету. Рассказывает, как отмечать и подсчитать результат измерения. Дети должны научиться самостоятельно, и точно соблюдать последовательность действий измерения. Для измерения сыпучих и жидких компонентов используются вспомогательные измерительные предметы – ложка, чашка, стакан.
- Воспитатель наглядно демонстрирует варианты измерения — полный стакан, половина стакана. Демонстрирует технику подсчета: после каждого отмеренного стакана в сторону откладывается один предмет, предметы означают количество стаканов. Предметы для измерения должны быть хорошо просматриваемыми, чтобы детям хорошо был виден весь процесс.
- Для лучшего усвоения материала, следует разнообразить измерительные приборы, чередовать объекты измерения. Это позволит научиться определять количество мерок в предмете, отмерять равную мерке часть, сравнивать между собой предметы по результатам измерения. Работа с измерениями позволяет детям понять принцип образования числа.
Пространственные и временные ориентиры
Основной задачей является — научить детей определять свое месторасположение, запоминать направление движения, ориентироваться на местности. Ребенок должен понимать по какую сторону от него находятся предметы, выражать это в словесной форме. Освоить название дней недели, календарные исчисления, часовые интервалы. Методом практики ребенка обучают выполнять действия согласно установленному сроку. Временные рамки он старается устанавливать сам. Это помогает развить дисциплинированность.
Оценка приемов математического воспитания
Чтобы развить у детей абстрактное мышление и аналитические способности, воспитатель дает возможность проявить инициативу. Материал подается в интригующей, развлекательной форме. Провоцирует ребенка подключаться к процессу – думать, принимать решения, обосновывать действия. Используются наглядные материалы.
Прикладные механизмы обучения
В основу метода входит развитие математических навыков у детей через выполнение практических заданий. Воспитатель снабжает необходимым материалом: картинки с примерами, счетные предметы, геометрические формы, мерки.
Практика проведения
Проведение занятий происходит двумя способами:
- Индивидуальное обучение – воспитатель акцентирует внимание на особенностях развития ребенка. Контролирует процесс восприятия и исполнения информации. Проводит наглядные примеры. Вовлекает в диалог ребенка. Дает дополнительные задания для самостоятельного освоения.
- Групповое изучение – подача информации происходит в коллективе. Задания распределяются на группу или попарно. Педагог раздает дидактические материалы для наглядности. Ведется взаимодействие всех членов группы между собой. Сравниваются результаты.
Задания должны соответствовать каждой возрастной группе. Сочетать в себе пройденный материал для закрепления и освоение нового. Комбинировать различные по типу операций задачи. Усложняться по мере увеличения действий. Практические задания должны рассматриваться в совокупности с годовой программой обучения – быть связанными между собой.
Разновидности упражнений
В учебной программе используются:
- Воспроизводимые действия – воспитатель задает правило исполнения задания. Демонстрирует образец действий. Координирует время исполнения. Задача детей выполнить все требуемые условия.
- Результативные действия – педагог озвучивает задание и позволяет детям импровизировать. Ребенок учится размышлять над действием, выбирает способы решения, приходит к правильному варианту методом проб и ошибок. Педагог исполняет наблюдательную функцию, редко используя подсказки. Дети должны самостоятельно прийти к итогу.
Игровые методики в составе обучения математическим знаниям
Для адаптации ребенка к обучающим занятиям используется игра. Вербальные и материальные игры используют для усиления изученных знаний. Обучающие игры – для введения новых навыков.
Виды игр
Математические уроки сочетают с видами игр:
- Интеллектуальные – развивающие, формирующие сообразительность.
- Динамические – способствующие зафиксировать знания методом тактильных ощущений и словесного сопровождения.
- Постановочные игры – позволяющие понять взаимодействие и применение математических знаний в реальной жизни.
Игра должна не отвлекать от основной задачи – усвоения программы. И сочетаться с материалами обучения.
Устные и доказательные методики
Дополнительными методами в обучении служат:
- Наглядная демонстрация в сопровождении устных комментариев. Воспитатель использует рисунки, предметы, действия для наглядности. Дает им характеристику в устной форме.
- Толкование и постановка задачи. Применяется для детального разъяснения задания и порядка исполнения. В зависимости от возраста группы информация подается полностью или поэтапно.
- Метод опрашивания. Педагог выстраивает диалог с детьми на основании ряда вопросов по изученному материалу. Часть вопросов должна касаться предметов в задании, другая часть хода решения. Вопросы должны быть понятными, не содержать сложных речевых оборотов. Также дети должны уметь сами задавать вопросы. Опрашивание производится коллективно или индивидуально. Ответы на вопросы должны быть четкими и исчерпывающими.
- Устный доклад состоит из объяснения пошаговых действий и вывода.
- Наблюдение, аналитическое сравнение, подведение итогов. Освоив приемы визуального сопоставления, дети применяют метод наблюдения — распознают отличительные характеристики предметов или отдельных групп. Практикуют сравнение для объединения по схожести признаков. Используя эти навыки дети учатся подводить итоги проделанной работы. Это позволяет научиться определять суть задания.
- Систематизация в математическом понимании. Воспитатель должен объяснить детям, что математические знания – одна из составляющих системы мироздания. Дети учатся мыслить абстрактно, систематизировать – что позволяет развить математические способности, не перегружая мозговые функции. Систематизация применяется на практических занятиях – воспитатель демонстрирует различные модели: трехмерные, числовые, временные рамки. В течение занятия воспитатель задействует несколько тактик изучения материала – одной из них является систематизация.
Методы математического образования с детьми, отстающими и преуспевающими в обучении
Задержка в усвоении материала:
- В основе метода лежит задача привлечь внимание ребенка к занятиям, используя игровые приемы.
- Проводятся дополнительные индивидуальные задания.
- Материал подается в том темпе, в котором ребенок в состоянии его усвоить.
- Дополнительно прорабатывается закрепление знаний в повседневной жизни. Проводятся рекомендательные беседы с родителями. Разрабатывается отдельные задания для ребенка с родителями.
- Воспитывается внимательность, усидчивость, самоконтроль. Используется система поощрений и мотиваций.
- Задания усложняются поэтапно – в зависимости от успеваемости ребенка.
- При коллективной работе, детям с отстающими способностями воспитатель оказывает дополнительное внимание: ответы на вопросы, индивидуальная корректировка действий.
Ускоренное восприятие:
- В случае ускоренного восприятия обучения – воспитатель усложняет задание для ребенка, не отделяя от общей коллективной задачи.
- Направляет ребенка на взаимодействие со сверстниками.
- Воспитывает дисциплинированность, выдержанность.
- Регулирует точное исполнение домашних заданий.
Главенствующим фактором для математического развития детей является создание благоприятной обстановки. Игровые методы, разработанные на основе современных подходов к образованию, хорошо справляются с этой задачей. Данная методика позволяет осваивать материал, не перегружая мозг ребенка, не отбивая у него желание заниматься. Благодаря игре, дети могут осваивать и закреплять математические знания в домашней обстановке. Все эти факторы помогают подготовить ребенка к более сложному этапу – обучению в школе.